Прибыльный полет

2 сентября 2013, 00:00
Фото: РИА Новости
МАКС-2013 ставит рекорд как по объему контрактов, так и по количеству посетителей

Международный авиакосмический салон МАКС-2013, проходивший на прошлой неделе в Жуковском, по общей сумме заключенных контрактов превысил свой рекорд двухлетней давности. Участники нынешней выставки подписали соглашений более чем на 12 млрд долларов (а было меньше 10 млрд). Впрочем, куда важнее другое: структура продаж российского авиапрома за последние два года кардинально изменилась. Если раньше мы продавали в основном военную авиатехнику, то сейчас все большей популярностью пользуются наши гражданские самолеты и вертолеты. На них в общей сложности пришлось почти две трети всех контрактов, заключенных на МАКСе. Так, только Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и ее дочерние предприятия подписали контрактов и соглашений на поставку свыше 170 авиалайнеров (в ценах каталога — на 9 млрд долларов). Самой важной для ОАК стала сделка с одной из крупнейших лизинговых компаний России «Сбербанк Лизинг», выразившей готовность приобрести 20 новых лайнеров Superjet 100 (SSJ) более чем на 700 млн долларов. Ожидается, что первые воздушные суда будут поставлены в операционный лизинг уже в следующем году. Еще 20 лайнеров SSJ у «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС) купила компания ИФК, причем пять из них — увеличенной вместимости (до 103 кресел) и повышенной дальности полета. Предполагается, что эти самолеты будут эксплуатироваться в странах СНГ, а оставшиеся 15, выполненные в базовой комплектации, сдадут в лизинг заказчикам из Юго-Восточной Азии и с Ближнего Востока. Впрочем, помимо лизинговых компаний SSJ на МАКСе приобрели и конечные эксплуатанты. Так, авиакомпания «ЮТэйр» подписала контракт на поставку шести лайнеров Superjet 100 с увеличенной дальностью полета, а «Рособоронэкспорт» купил один такой самолет в VIP-комплектации, рассчитанный на перевозку 19 пассажиров. Не меньшей популярностью пользовалась и другая новинка наших авиастроителей — магистральный самолет МС-21. Входящая в ОАК корпорация «Иркут» продала на выставке в общей сложности 60 таких лайнеров. 30 из них корпорация поставит компании «ВЭБ Лизинг» в 2018–2022 годах, 20 самолетов у «Иркута» купил «Сбербанк Лизинг», а 10 — иркутская авиакомпания «ИрАэро». Поставки в рамках двух последних сделок должны быть выполнены с 2019-го по 2025 год.

Но главной сенсацией на выставке стало соглашение между госкорпорацией «Ростех» и канадской компанией Bombardier о создании в России СП, которое будет выпускать региональные турбовинтовые самолеты Q400 для местных авиалиний. Этот лайнер не что иное, как новая модификация модели Dash 8, разработанной 30 лет назад. Специалисты «Ростеха» оценивают потенциальный рынок этих лайнеров в России и СНГ более чем в 250 единиц до 2030 года. Начать отверточную сборку канадских самолетов партнеры собираются уже через полтора года. Для этого «Ростех» построит завод в Ульяновской портовой особой экономической зоне стоимостью около 100 млн долларов. Правда, как говорят представители «Ростеха», в Ульяновске будут лишь адаптировать технику под конкретного заказчика, а где именно организуют выпуск лайнеров, еще не решено. Известно только, что с 2015 года СП планирует локализовать сборку самолетов на территории России, а с 2016-го — и компонентов планера. При этом максимальная мощность завода составит 24 самолета в год. Лизинговая компания ИФК уже выразила готовность закупить 50 самолетов Q400 на 1,695 млрд долларов. Но вот назвать конечных эксплуатантов этих лайнеров в России в ИФК не смогли.