Однажды на ближнем Западе

Культура
Москва, 09.09.2013
«Эксперт» №36 (866)
Из Азии российский Дальний Восток может выглядеть совсем не так, как из Москвы, но пока там его не могут как следует разглядеть

Фото: РИА Новости

«Я никогда раньше не слышала о Владивостоке, но было очень интересно сюда попасть, оказывается, до России лететь не десять часов, а три», — говорит мне китайская художница И Чжоу, главная звезда 8-й Владивостокской биеннале искусств, проходившей в городе в последние две недели августа. И Чжоу, известная сотрудничеством со знаменитыми модными брендами, привезла во Владивосток новые видеоинсталляции — их показывали целую неделю на одной из городских набережных.

В сентябре 2012 года во Владивостоке прошел саммит АТЭС, который стал кульминацией государственных усилий по вовлечению российского Дальнего Востока в восточноазиатскую политическую и экономическую среду. Азиатские политики и бизнесмены, проведя несколько дней в университетских общежитиях на острове Русский, уехали и больше не возвращались, но затраченные усилия, кажется, начали приносить свои плоды, хотя и не совсем те, на которые рассчитывали в Москве. Вместо инвесторов в дорогих костюмах, для которых так и не построили хороших гостиниц, город заполонили китайские и японские художники и музыканты в джинсах и майках.

В России уже был один эксперимент по культурному переформатированию Владивостока — обращенный на Запад пермский проект Марата Гельмана, закончившийся фактическим изгнанием знаменитого галериста после смены власти в регионе. Ярковыраженный азиатский (или даже тихоокеанский) культурный вектор Владивостока кажется чуть менее искусственным и привнесенным извне и потому имеет больше шансов на реализацию. Да и главного пророка «нового Владивостока» — Илью Лагутенко — выгнать из города будет, пожалуй, невозможно. С одной стороны, он там давно не живет, с другой — представить себе современный Владивосток без него просто немыслимо.

Фантастическая реальность

«В августе тут и правда весело, но зимой тухловато. Единственное оживление было, когда весь город снимался в клипе “Мумий Тролля” на песню “Четвертый троллейбус”», — рассказывает владивостокская художница Анна Парменова. Кульминация клипа: Илья Лагутенко, играя на дудочке, ведет куда-то разрастающуюся толпу горожан, причем в первом ряду вместе со всеми весело шагает и владивостокский мэр Игорь Пушкарев.

Лагутенко — главный герой современного Владивостока, «Мумий Тролль» — единственное, что за двадцать лет город смог предложить стране и миру (в последние пару лет «Мумий Тролль» записывает альбомы на английском и активно гастролирует в США, Европе и Азии).

«Я помню первый концерт группы во Владивостоке после того, как он получил известность в России, туда шел весь город, это было невероятное ощущение», — рассказывает преподаватель Дальневосточного федерального университета Иван Зуенко. Всероссийское пришествие «Мумий Тролля» стало здесь катализатором бурного взлета музыкальной жизни в конце 1990-х. Местные любители музыки до сих пор вспоминают о тех временах с ностальгией, в начале нулевых это движение фактически закончилось — кто-то ушел в бизнес, кто-то уехал покорять Москву и там затерялся. Но славное прошлое все время дает о себе з

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (866) 9 сентября 2013
    Сирийский кризис
    Содержание:
    Как Обама проиграл Сирию

    Президенту США не удалось противостоять нефтяным и военно-промышленным элитам, лоббирующим проведение военной операции в Сирии. Однако еще одна ближневосточная война может привести к перенапряжению ресурсов американского государства и способствовать его внутреннему кризису

    Экономика и финансы
    Частные инвестиции
    Наука и технологии
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама