Довериться рынку

Наталья Комлева
16 сентября 2013, 00:00

Альтернатива государственным компенсациям — сильный страховой рынок. Для того чтобы его построить, нужны политическая воля и доверие к отрасли. Первый шаг к этому — создание мегарегулятора

Фото: Russian Look
Сильная страховая отрасль — обязательный элемент эффективной экономики

По предварительным данным, ущерб от наводнения на Дальнем Востоке оценивается в 30 млрд рублей. Но выплаты страховщиков будут минимальны. Затраты на восстановление жилья и коммуникаций практически полностью лягут на государственный бюджет.

Ежегодно государство тратит миллиарды на субсидирование сельскохозяйственного страхования. Но, как оказалось, система страхования с государственной поддержкой не включает в себя риск наводнения, а значит, сельхозпроизводители на Дальнем Востоке не получат страхового возмещения. Скорее всего, их ущерб будет покрываться из государственного бюджета напрямую.

В 2012–2013 годах в России были введены новые обязательные виды страхования — страхование ответственности владельцев опасных объектов и страхование ответственности перевозчиков. Но до сих пор чиновники, забывая о страховании, выплачивают потерпевшим от резонансных аварий на опасных объектах либо на транспорте дополнительные деньги из местных бюджетов.

Все эти примеры говорят о том, что в России защиту от важнейших рисков берет на себя не страховой рынок, а государство.

Нелюбимые дети

Сильная страховая отрасль — обязательный элемент эффективной экономики. Страховые компании должны покрывать значительную часть убытков от чрезвычайных ситуаций и аккумулировать средства для долгосрочных инвестиций в экономику. Но государство никогда всерьез не ставило подобных задач перед страховым рынком. Наоборот, в жизнь претворялась политика государственных компенсаций, отнюдь не стимулирующая людей к страхованию.

Для того чтобы рынок стал сильным, страховщики должны иметь понятные условия работы. Не стоит политизировать вопрос тарифов в ОСАГО, в массовом порядке покрывать ущерб по незастрахованным объектам. Первоочередные меры должны касаться обновления законодательства, в частности статьи о страховом договоре в Гражданском кодексе.

В то же время важно стимулировать ключевые для государства сегменты страхового рынка — способствовать развитию накопительного страхования жизни, содействовать созданию многоуровневой системы защиты от природных катастроф. «Дополнительную поддержку рынку окажет создание на государственном уровне стимулов для граждан к самостоятельной защите своих имущественных интересов посредством страхования. Кроме того, важной мерой могло бы стать введение налоговых льгот на страхование жизни», — уверена Сирма Готовац, генеральный директор СГ «Уралсиб».

Кумуляция рисков

Чтобы решать государственные задачи, страховщики должны справиться с внутренними проблемами. В 2013 году страховой рынок столкнулся одновременно с четырьмя вызовами: замедлением роста взносов, падением рентабельности, кризисом доверия и ужесточением регулирования. Эти вызовы усиливают друг друга. На фоне снижения прибыли у страховых компаний может не найтись достаточно средств для повышения качества урегулирования убытков. Рост выплат при условии сохранения приемлемой рентабельности требует повышения тарифов. А этот шаг с учетом замедления роста взносов способен привести к резкому сокращению страхового портфеля и кризису ликвидности. В условиях ужесточения надзора многие страховщики могут просто не пережить эту ситуацию.

«В корпоративном сегменте в случае кризиса мы ожидаем нового витка демпинговых войн, который раскрутят некоторые компании в стремлении закрыть кассовые разрывы. Полагаю, ни ФАС, ни ЦБ не смогут противостоять административному захвату корпоративного сектора. Результаты последних крупных тендеров не оставляют надежды на цивилизованное развитие страхового рынка», — сетует Надежда Мартьянова, генеральный директор СК МАКС. Во время кризиса 2008–2009 годов все складывалось иначе. Государство рассматривало страхование как инструмент управления рисками и снижения социальной напряженности. Падение взносов происходило на фоне открытия новых рынков (обязательное страхование ответственности владельцев опасных объектов) и повышения поправочных коэффициентов в ОСАГО. Страховщики получили карт-бланш. Сейчас уровень доверия к страховой отрасли снизился настолько, что карт-бланш превратилась в черную метку, а законодатели всерьез заговорили о снижении тарифов по ОСАГО.

В этих условиях выживут и будут решать государственные задачи только те компании, которые смогут повысить лояльность страхователей и одновременно генерировать прибыль от страховой деятельности. «Главный тренд на страховом рынке — снижение затрат и повышение рентабельности бизнеса за счет автоматизации бизнес-процессов и технологий. Сокращение издержек, приближение маржи к европейским показателям — первоочередные задачи для ведущих страховщиков», — уверен Сергей Рябцов, член совета директоров группы «Ренессанс Страхование».

«Рост привлекательности отрасли зависит от решения текущих ключевых проблем: повышения эффективности управления, в том числе за счет внедрения передовых ИТ-решений и новых технологий, а также более эффективных мер противодействия страховому мошенничеству. Важнейшая задача — преодоление репутационных потерь за счет реализации комплексной коммуникационной программы формирования позитивного образа страховщика в глазах государственной системы управления и населения нашей страны», — соглашается Андрей Коженков, начальник департамента маркетинга и коммуникаций «БИН Страхования».

Время диалога

На этом фоне чуть ли не единственным позитивным событием выглядит создание мегарегулятора на базе Банка России. Ожидаемое усиление надзора будет болезненным для страховщиков, но в конечном счете может решить задачу повышения доверия к ним.

Кроме того, у страховой отрасли появился шанс наладить конструктивный диалог с государством. «Страховое сообщество возлагает серьезные надежды на новую команду регулятора, ждет от нее более справедливого отношения к проблемам отрасли и поиска новых путей их решения», — рассказывает Сергей Ефремов, исполнительный вице-президент СГ МСК.

В сложившейся ситуации важна и консолидация усилий страхового сообщества. Многие проблемы отрасли можно хотя бы частично решить на уровне саморегулиремых организаций (СРО). Это и введение стандарта оценки ущерба в автостраховании, и формирование института досудебного урегулирования споров, и создание бюро страховых историй, и борьба с демпингом и невыплатами.

Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться на сайте «Эксперт РА» по адресу www.raexpert.ru.