Самое модное мясо

Софья Инкижинова
корреспондент журнала «Эксперт»
16 сентября 2013, 00:00

В России динамично развивается новый агрохолдинг — компания «Дамате» запускает целый ряд сельскохозяйственных проектов. Ее цель — стать крупнейшим игроком на рынке мяса и молока

Фото: ИТАР-ТАСС

«В ближайшие годы мы хотим стать компанией номер один в России по производству мяса индейки, а также крупнейшим производителем и переработчиком молока», — говорит о своих амбициозных планах председатель совета директоров группы компаний «Дамате» Наум Бабаев на открытии завода по убою индейки и переработке индюшатины в Пензенской области.

«Дамате» — очень молодой российский агрохолдинг: он начал развиваться два года назад. В структуру были включены активы Русской молочной компании, не вошедшие в созданное в прошлом году совместное предприятие Наума Бабаева с глобальным сельскохозяйственным игроком Olam International. Сейчас «Русмолко» на 75% принадлежит Olam и специализируется на производстве сырого молока. Подразумевалось, что «Дамате» будет развивать все непрофильные направления «Русмолко» — откорм и переработку индейки, мясное скотоводство, растениеводство, выпуск готовых молочных продуктов и даже производство бутилированной воды. Однако сейчас в агрохолдинге меняют стратегию: в компании решили специализироваться только на двух направлениях — молочном и мясном. В общей сложности в ближайшие четыре года «Дамате» планирует вложить в новые проекты 24 млрд рублей.

Чем индюк лучше курицы

Когда в «Дамате» определялись со стратегией развития, то ориентировались на четыре фактора: высокие темпы роста рынка, рентабельность направлений, господдержку и увеличение капитализации компании. Развивать решили производство и переработку мяса индейки, молочное животноводство, переработку молока, выращивание крупного рогатого скота и переработку говядины. По мнению Бабаева, все эти направления сегодня имеют потенциал роста.

Первым и основным проектом стал «индюшачий бизнес». Однако появилось это направление, скорее, случайно. Два года назад Бабаев по просьбе региональных властей и Россельхозбанка выкупил обанкротившееся предприятие по производству мяса индейки у местной компании за 800 млн рублей. Оборудование там было некомплектным, птичники сконструированы по старым стандартам и так далее. «Дамате» ничего не оставалось, как все перестраивать, — компания вложила в проект 3,5 млрд рублей. Комплекс с полным производственным циклом мощностью 15 тыс. тонн мяса индейки в год, включающий инкубатор, площадки подращивания и откорма, птицеперерабатывающий завод, был пущен этим летом.

К 2015 году планируется довести объем производства мяса индейки до 60 тыс. тонн, а общая сумма инвестиций в проект составит 12 млрд рублей.

В проект выращивания индейки заложена рентабельность 30–40%. А рентабельность, скажем, производства курятины уже меньше 25%. «Нам пришлось бы конкурировать на очень насыщенном рынке с крупнейшими игроками. Чтобы успешно конкурировать, объем производства курятины должен быть не меньше 200 тысяч тонн», объясняет свой выбор Наум Бабаев. Рынок индейки пока не столь конкурентный, а производственные издержки на 20% ниже за счет большего суточного прироста веса индеек (взрослый индюк весит 20 кг, курица — около 3 кг). При этом в России из-за недостатка предложения индюшатина в полтора-два раза дороже курятины. «Во всем мире стоимость мяса индейки приближена к стоимости мяса курицы, а у нас пока индейка стоит, как свинина, порядка 200 рублей за килограмм. С развитием рынка мы будем делать индейку более дешевой», — уверен Бабаев.

В производство свинины «Дамате» решила не идти по тем же причинам: этот рынок тоже перегружен проектами, и рентабельность на нем также снижается. Сейчас прибыль промышленных свиноводов хоть и составляет порядка 30%, но в основном за счет того, что небольшие хозяйства сокращают свои производства из-за вируса АЧС (африканская чума свиней).

Инвесторов привлекает и то, что рынок мяса индейки пока не насыщен. По словам генерального директора компании «Дамате» Рашида Хайрова, в советское время в нашей стране индюшатину почти не производили, поэтому потребители к ней не привыкли. Сейчас же мясо индейки становится очень популярно, так как врачи-диетологи рекомендуют его для здорового питания. Еще одно достоинство индюшатины — в процессе готовки она может приобретать вкус другого мяса и заменять более дорогую нежирную свинину или говядину.

Пока в России потребление мяса индейки составляет около килограмма на человека в год. Для сравнения: в странах, близких к нам по среднедушевому доходу, — в Бразилии и Мексике, — съедают по 2–3 кг, в США употребляют уже более 8 кг индейки, а в Израиле 17 кг. «Мы планируем, что российский рынок индейки может достичь 2,5 миллиарда долларов к 2022 году, сейчас он меньше миллиарда», — уточняет Наум Бабаев. За последний год российский рынок индюшатины вырос на 25% — произведено 100 тыс. тонн мяса индейки при объеме потребления почти 125 тыс. тонн. Наиболее крупные компании — «Евродон» (31 тыс. тонн), «Краснобор» (16,5 тыс. тонн), «Индюшкино» и «Сибирская губерния», производящие по 9 тыс. тонн.

Исходя из этих цифр заявленный «Дамате» объем производства в 60 тыс. тонн к 2015 году — весьма амбициозная цель. Между тем лидер рынка компания «Евродон», которая активно наращивает свое производство и в ближайшее время также намерена выйти на мощность 60 тыс. тонн, а в 2015 году — 130 тыс. тонн, считает, что нарастить производство быстрее, чем она, вряд ли возможно. «Помимо того что индейка — капризная в плане выращивания птица, есть две существенные проблемы, которые не все сегодня оценивают в полной мере. Во-первых, на рынке нет специалистов, способных с нуля построить большое количество индейководческих производств. Во-вторых, нет достаточного количества инкубационных яиц, чтобы хватило для всех желающих, — в мире всего несколько компаний, способных обеспечить качественным яйцом промышленные производства», — говорит основатель и генеральный директор компании «Евродон» Вадим Ванеев. По его словам, сейчас отрасль еще не сформирована, но уже через год-два рынок изменится, конкуренция возрастет, и выживут только те, у кого будут четко отлажены бизнес-процессы и просчитано финансирование.

Компанию «Дамате» несколько сдерживает обилие проектов у конкурентов. «Когда мы начинали наш проект в Пензе, то подходили к новому направлению более глобально — планировали построить еще и комплекс на 90 тысяч тонн в Тюмени. Но сейчас мы решили взять паузу. Сначала закончим проект в Пензе на 60 тысяч тонн, а затем посмотрим, что будут делать конкуренты, — говорит Бабаев. — Сегодня на рынке мяса индейки заявлено более 50 новых проектов почти на 800 тысяч тонн. Я думаю, что из них будет реализовано не более 30 процентов».

Пока же «Дамате» зарегистрировала бренд «Индилайт», под которым с конца лета выпускает 32 вида охлажденной продукции из мяса индейки. Прежде всего компания нацелена на производство более маржинальных упакованных продуктов — гуляшей, стейков. Они будут реализовываться не на оптовом рынке, а через розницу (компания уже заключила контракты с крупнейшими сетями — «Ашаном», «Перекрестком», «Лентой», «Магнитом» и др.).

«Нет» пластиковым йогуртам

Второе направление, на которое делает ставку «Дамате», — молочное. «Сейчас в России дефицит молока. Кроме того, мы смотрим на экспортные рынки. Например, потребление в Китае в десять раз меньше, чем в России, — всего 25 килограммов молока на человека в год. Для сравнения: жители Германии, Швеции, Финляндии употребляют 440 килограммов. Если китайцы в ближайшие годы увеличат потребление молока вдвое, как они планируют в своей программе оздоровления нации, то им потребуется 45 миллионов тонн молока, и этот спрос выльется на весь мировой рынок».

В ближайших планах «Дамате» — строительство комплекса в Башкирии на 10 тыс. голов. Там же будет построен генетический центр по воспроизводству молочного поголовья, осенью 2014 года предполагается завоз первой партии нетелей. В проект вложат более 8 млрд рублей. Аналогичный комплекс на 10 тыс. голов планируют построить и в Тюменской области.

Перспективным для себя бизнесом в «Дамате» считают и переработку сырого молока. В конце прошлого года компания приобрела молочный комбинат «Пензенский» («Молком»), перерабатывающий до 200 тонн молока в сутки. Мощности этого предприятия планируют довести до 500 тонн. Два месяца назад в состав «Дамате» вошел завод по производству сыров «Белинскмолоко» (последние два года не работал). На сегодня суточные мощности «Белинскмолока» — около 40 тонн сыра. Сейчас идет реконструкция предприятия, и в начале 2014 года здесь приступят к производству сыров, выпускать собираются до 300 тонн готовой продукции в сутки.

«Уже к концу следующего года мы можем войти в пятерку лидеров по переработке молока, — говорит Наум Бабаев. — Так, Danone на своих российских предприятиях перерабатывает 5 тысяч тонн молока в сутки, PepsiCo — 4,5 тысячи тонн, а мы на двух своих предприятиях будем выпускать до 800 тонн».

Главный принцип Наума Бабаева — производство качественных продуктов питания: «Сегодня компании научились с помощью современных технологий делать сыр, творог и сметану без единого грамма молока. Я хожу по магазинам и вижу, что сегодняшние йогурты могут храниться год. Я считаю, что люди уже устали от пластиковых продуктов. Мы хотим делать настоящие продукты из молока, которые с удовольствием будем употреблять сами». При этом г-н Бабаев отмечает, что делать качественные продукты не так уж дорого. Потребитель должен знать, что качество стоит денег, но разница должна быть не баснословной — 15–20%.

«Дамате» уже выпускает первые пробные партии — в основном они распространяются в Пензенской области, однако часть уходит в Москву, например, в сеть магазинов «Избенка» (торгует фермерскими и экопродуктами).

Участники рынка к новому игроку относятся с уважением. «Учитывая, какими быстрыми темпами развивается компания “Дамате”, их планы вполне реалистичны», — говорит председатель правления Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Андрей Даниленко. По его словам, в ближайшее время «Дамате» действительно может стать крупнейшей региональной молочной компанией, но лишь в статусе производителя сырого молока. Конкурировать с крупными переработчиками, которые давно присутствуют на рынке, «Дамате» все-таки будет сложно.