Кооператив «Озеро»

Русский бизнес
Москва, 30.09.2013
«Эксперт» №39 (869)
Алтайский предприниматель Андрей Жуков строит первую за Уралом частную туристическую зону. Власти региона узнали об этом только на запуске первого объекта, а сам Жуков говорит, что занимается строительством не ради денег, а для развития территории

Фотографии Виталия Волобуева

Один к ста — таково соотношение населения Чемальского района Республики Алтай и приезжающих сюда туристов. Вряд ли в России найдутся другие такие территории, где за сезон один небольшой район с населением менее 10 тыс. человек обслуживает почти миллион туристов. Если точнее, то этот райцентр с населением 5 тыс. человек вместе с окрестными селами обслужил в 2012 году 900 тыс. туристов. В общем, летом кажется, что все, кроме туризма, здесь вообще замирает. И местное население, вплоть до детей, научившихся говорить, а значит, и торговаться на рынках, обслуживает «дойных коров» здешних мест — заезжих путешественников. Долгое время казалось, что добавить к этой картине нечего.

Но — добавили. Летом прошлого года предприниматель из Барнаула (столица соседнего Алтайского края) Андрей Жуков начал строить рядом с райцентром Чемал первую частную туристическую зону. Купив 100 гектаров земли, он уже построил там искусственное озеро, а также привлек со всей Сибири «резидентов» — компании, которые строят здесь базы отдыха и развлекательные комплексы. Так без лишней помпы, громких заявлений местного правительства и миллиардов бюджетных инвестиций в регионе появилась реально работающая туристическая зона. Пикантности ситуации добавляет важное уточнение: в 50 километрах от «зоны Жукова» вот уже пять лет строится официальная особая экономическая зона (ОЭЗ) «Алтайская долина». Проект, стоимость которого уже превысила 2 млрд бюджетных рублей, так и не заработал — в этом году там все лето искали течь в искусственном озере.

Благая жертва

Строго говоря, Чемальский район — это тупиковая территория, а дорога, которая петляет вдоль горной реки Катуни (вместе с Бией они образуют Обь) через весь район, — это дорога в никуда. В начале прошлого века ее строили, пытаясь пробить безопасный путь в Монголию, но через 50 километров бросили — слишком сложными для того времени оказались географические условия. В результате «основная» дорога ушла по другому берегу Катуни в сторону от нынешнего Чемальского района — теперь это федеральная трасса «Чуйский тракт».

Но если и есть на Алтае, который ныне разделен на Алтайский край и Республику Алтай, место, где следует изучать особенности национального устройства туризма, то это именно Чемал, на который приходится 60% всего туристического потока региона — при том что еще лет десять назад сюда приезжали только заядлые туристы с гитарами, а местное население относилось к приезжим, мягко говоря, настороженно.

В чем же секрет успеха туризма в отдельно взятом районе? Во первых, в 500-километровой зоне автомобильной доступности от Чемала живет около 5 млн человек — жители Новосибирской и Томской областей, Кузбасса и Алтайского края. Во-вторых, у района был реформатор — его глава Сергей Шевченко, ныне, правда, находящийся под следствием. Как говорят в Чемале, за решетку он попал из-за конфликта местных элит со всеми вытекающими отсюда последствиями — обвинениями в даче взятки, злоупотреблении служебным положением и прочих чиновничьих прегрешениях.

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (869) 30 сентября 2013
    Германия и Европа
    Содержание:
    Хорошо для Германии — хорошо ли для Европы?

    Выборы показали, что Германия остается островком стабильности в кризисной Европе. Однако подобное возвышение Германии — особенно в сочетании с консервативной политикой Меркель — опасно для будущего ЕС

    Экономика и финансы
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама