Новый облик Вселенной

Книги
Москва, 30.09.2013
«Эксперт» №39 (869)

Нобелевский лауреат Стивен Вайнберг, творец Стандартной космологической модели, написал фундаментальную книгу — обзор самых последних, революционных изменений в привычной картине мира. Книга не популярная, а в жанре хорошего учебника для старшекурсников. Есть формулы, доказательства, так что обычный читатель, возможно, многого не поймет. Но у такого изложения есть огромные выгоды. Современная физика стала настолько сложной, что о ней говорят метафорами. И журналисты, и популяризирующие науку ученые рассказывают, по сути, сказки и надеются, что читатель верно уловит «мораль». То, что в самом деле открывает физика, излагается только на языке математики, и никак иначе. Пересказы подобны попыткам напеть оперу. Конечно, есть мастера, у них получается нечто похожее, но никогда нельзя быть уверенным, что понял автора, а не что-то иное. О журналистских пересказах нечего и говорить. «Космология» заменяет кубометры статей, с которыми надо ознакомиться, чтобы представлять структуру Вселенной. Автор рассказывает о великой революции, произошедшей в космологии за последние 25 лет, когда начали поступать данные с радиотелескопов, установленных на спутниках, и картина мира поменялась. Например, было открыто ускоряющееся расширение и сделаны выводы о темной энергии, при попытках вычислить массу Вселенной пришли к представлению о темной материи. Открыты «фигуранты», управлявшие Большим взрывом: излучение, холодная темная материя, барионная материя, вакуумная энергия.

К книге можно относиться как к описанию дальнего плавания, рассказу о путешествии. Читать подряд с пониманием вряд ли хватит сил, но, просматривая разные места, мы найдем удивительные истории. Например, рассказ о том, как показана однородность устройства Вселенной и за какой радиус однородности ученые могут отвечать, где кончается гипотеза и начинаются факты.

Вайнберг Стивен. Космология. — М.: УРСС. Книжный дом «Либроком», 2013. — 605 с.

№39 (869) 30 сентября 2013
    Германия и Европа
    Хорошо для Германии — хорошо ли для Европы?

Выборы показали, что Германия остается островком стабильности в кризисной Европе. Однако подобное возвышение Германии — особенно в сочетании с консервативной политикой Меркель — опасно для будущего ЕС