Остаться в десятке

Русский бизнес
Москва, 30.09.2013
«Эксперт» №39 (869)
На розничном рынке строительно-отделочных товаров конкуренция разворачивается не в пользу отечественных игроков. Компания «Трест СКМ» пытается консолидировать эти разрозненные ресурсы

«Тесные магазины с маленьким ассортиментом и относительно высокими ценами. Розетку поменять, отвертку купить или купить обои на дачу — вариант, в общем, неплохой, но не более того» — так описал нам магазины уральской сети «СуперСтрой» покупатель из Екатеринбурга. Не в восторге он и от местных гипермаркетов «СтройАрсенал»: «Это просторные гипермаркеты, вот только ни на OBI, ни на Leroy Merlin они не похожи. Что-то неуловимо отечественно-советское в них проскальзывает. Нет любви к потребителю, что ли. Все серое, страшное, как на строительном складе. При кажущемся громадном ассортименте там трудно найти что-то действительно стильное. Например, палитры для краски засаленные, их в руки-то даже неприятно брать. Не говоря о том, что грязь мешает восприятию оттенков…»

Обе сети принадлежат ГК «Трест СКМ» — старейшему игроку на уральском рынке DIY-ритейла. Компания является к тому же и крупнейшей сетью в регионе, занимая 20% рынка. Однако ситуация для отечественных DIY-сетей с каждым годом ухудшается. Почти 20% общероссийских продаж контролируют четыре зарубежных игрока, и их доля стремительно растет (см. график 1), при этом на первую шестерку российских брендов приходится менее 10%. Остальное делят между собой около 500 мелких компаний. Несмотря на обнадеживающие перспективы роста рынка в ближайшие годы, кажется, что шансов устоять у «чумазого» российского ремонтно-строительного ритейла почти нет. В частности, на исконной территории «Треста СКМ» в Екатеринбурге, Перми, Челябинске и Уфе открылось уже восемь гипермаркетов OBI, Leroy Merlin и Castorama, один из магазинов такого формата вот-вот придет и в Тюмень. И это против шести «СтройАрсеналов».

Однако в «Тресте СКМ» смотрят в будущее более оптимистично. Хотя это не самая крупная из российских компаний, именно она в последнее время замечена в активных попытках противостоять неблагоприятной рыночной тенденции. По ее инициативе в 2012 году десять региональных компаний образовали кооператив — Союз DIY. О том, на что еще рассчитывают в «Тресте СКМ», рассказал генеральный директор компании Ринат Мухаметвалеев.

Ринат, оцените объективно ваши магазины: чего в них не хватает?

— Ассортимента… Думаю, в этом основной потенциал нашего развития. Особенно это касается таких категорий, как декор, товары для сада и дачи, которые есть в мировых, европейских сетях и которых недостает в наших. Большинство сетей, работающих в России, только приходят к осознанию своего формата — какие категории для них ключевые и на чем они должны концентрироваться. При этом наш рынок, с точки зрения базовых поставщиков и производителей, недостаточно сильный для того, чтобы полноценно обеспечить все магазины хорошим ассортиментом.

Какую цель вы ставите перед собой — стать лидером регионального или федерального рынка или, может быть, выйти на глобальный?

— Главная наша цель — усиление позиций на тех рынках, где мы есть сейчас, — от Сургута до Уфы. На этой территории мы развиваемся, планируем увеличить здесь свою долю с 20 до 40 процентов.

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (869) 30 сентября 2013
    Германия и Европа
    Содержание:
    Хорошо для Германии — хорошо ли для Европы?

    Выборы показали, что Германия остается островком стабильности в кризисной Европе. Однако подобное возвышение Германии — особенно в сочетании с консервативной политикой Меркель — опасно для будущего ЕС

    Экономика и финансы
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама