Под флагом модернизма

Культура
Москва, 30.09.2013
«Эксперт» №39 (869)

Christie’s

В преддверии крупных аукционов, которые пройдут этой осенью в Лондоне и Нью-Йорке, аукционные дома начали традиционный выездной показ топ-лотов. Первым выступил Sotheby’s, к открытию Биеннале современного искусства показавший в Москве подборку ранней графики Павла Пепперштейна, которая будет продаваться в конце ноября в Лондоне в рамках Русской недели. А со 2 по 5 октября Christie’s представляет с десяток первоклассных работ модернистов, которые уйдут с молотка в Нью-Йорке в первых числах ноября.

В центре экспозиции (вопреки обыкновению она пройдет не в музее или одном из исторических особняков, что придавало предпродажным выставкам Christie’s просветительский флер, а в часовом бутике на Петровке) — четыре полотна из собрания выдающегося арт-дилера прошлого века и коллекционера Яна Крюжье. Поляк по рождению, в подростковом возрасте переживший войну и Освенцим, он стал одним из тех, кто строил послевоенный рынок искусства и к тому же был крупнейшим дилером работ Пикассо. Сначала Крюжье собирался стать художником, в конце 1940-х отправился в Париж и даже арендовал бывшую студию Хаима Сутина, но скульптор Альберто Джакометти убедил его оставить в покое кисти и стать арт-дилером. Свою галерею Крюжье открыл в Женеве в 1962 году. Кроме картин известных модернистов там висели работы старых мастеров и художников XIX века, контраст которым составляли африканские скульптуры. Подобный микс рушил привычные каноны, но приносил успех галеристу. По тому же принципу, не ограничивая себя временными и жанровыми рамками, Крюжье собирал и собственную коллекцию, в которую попали работы от французских академиков начала XIX столетия Энгра и Делакруа до его современников Баскии и Раушенберга.

Топ-лот аукциона, посвященного памяти Яна Крюжье, и главный пункт притяжения московской выставки — «Осенний пейзаж» Василия Кандинского, раннее полотно, написанное в то время, когда Кандинский активно экспериментировал со стилем и был уже в полушаге от абстракции (среди приезжающих в Москву работ у этой самый высокий эстимейт — 20–25 млн долларов). Вместе с «Осенним пейзажем» покажут натюрморт с персиками Анри Матисса и одну из тридцати принадлежавших Крюжье работ Пабло Пикассо — написанную на доске в 1908 году «Лежащую обнаженную».

В дополнение к ним в Москву привезут полотна из разных частных собраний, которые будут продаваться там же, в Нью-Йорке, на торгах импрессионистов и модернистов, — «Лесорубов» Натальи Гончаровой, написанных в самый плодотворный для художницы период — в начале 1910-х годов; сюрреалистическое полотно «Пространство очарования (II)» Рене Магритта и классическую абстракцию Кандинского «Черный и фиолетовый».

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (869) 30 сентября 2013
    Германия и Европа
    Содержание:
    Хорошо для Германии — хорошо ли для Европы?

    Выборы показали, что Германия остается островком стабильности в кризисной Европе. Однако подобное возвышение Германии — особенно в сочетании с консервативной политикой Меркель — опасно для будущего ЕС

    Экономика и финансы
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама