Против любого гриппа

Наука и технологии
Москва, 30.09.2013
«Эксперт» №39 (869)

Фото: РИА Новости

Британские ученые полагают, что теперь можно будет справиться с любым вирусом гриппа. Результаты их работы были опубликованы в журнале Nature Medicine.

Известно, что грипп имеет потрясающую способность к изменению. Специфическая структура генома позволяет вирусам скрещиваться: если в одной клетке окажется два разных вируса и они обменяются генами, появится новая частица из разных фрагментов — вот по планете и гуляют самые разные штаммы вируса гриппа. При этом не очень понятно, как циркулируют различные подтипы вируса, куда они уходят, когда заканчивается эпидемия, как и когда появляется пандемический подтип. Поэтому каждый подтип, вызывающий смертельные случаи, угрожает очередной пандемией. Сейчас медики озабочены так называемым китайским птичьим гриппом H7N9 с высоким уровнем вирулентности — от него скончались 44 человека. По некоторым данным, уже было отмечено заражение этим вирусом от человека, а не от птицы.

Каждый год ВОЗ определяет пару-тройку штаммов вируса гриппа, эпидемии которых наиболее вероятны. Против этих штаммов готовятся вакцины, помогающие человеку вырабатывать специальные антитела. Но проблема заключается в том, что такие вакцины не помогут в случае появления «новичка». И может случиться так, что от изучения генома такого «новичка» до изготовления вакцин пройдет слишком много времени. Поэтому ученые во всем мире озабочены поиском такого средства, которое бы могло защищать от любого штамма вируса гриппа. Исследователи Имперского колледжа в Лондоне проанализировали данные по пандемии гриппа в 2009 году. Их интересовало, кого косил грипп, а кого нет. В общем-то, то обстоятельство, что у устоявших перед вирусом было больше так называемых Т-клеток иммунной системы, сенсацией не стало. Но больше всего было определенных Т-клеток — CD8. Группа добровольцев, за которыми наблюдали британские ученые, в течение двух лет постоянно сдавала на анализ кровь и мазки из носа при появлении симптомов гриппа. В результате выяснилось, что у тех, кто заболевал гриппом, в крови было довольно мало CD8, а у тех, кто не болел, — много. По словам руководителя исследовательской группы профессора Лалвани, клетки этого вида в отличие от антител связаны с основным строением вируса, а не с его поверхностными структурами, на которые нацелены антитела в обычных вакцинах. Это обстоятельство дает шанс создать универсальную вакцину, которая будет действенна против всех штаммов гриппа.

№39 (869) 30 сентября 2013
    Германия и Европа
    Хорошо для Германии — хорошо ли для Европы?

Выборы показали, что Германия остается островком стабильности в кризисной Европе. Однако подобное возвышение Германии — особенно в сочетании с консервативной политикой Меркель — опасно для будущего ЕС