Спасибо, что не потопили

30 сентября 2013, 00:00
Фото: AP
По международным правилам буровые вышки считаются морскими объектами, и формально действия «зеленых» подпадают под пиратскую статью

Россия готова последовательно отстаивать свои геополитические интересы в Арктике и жестко пресекать опасные провокации экоактивистов на своих объектах. В этом убедились активисты Greenpeace, предпринявшие попытку штурма нефтяной платформы «Приразломная».

18 сентября несколько экологов на моторных лодках, спущенных с ледокола «Арктик Санрайз», подплыли к российскому объекту и попытались на него взобраться. Пограничники пресекли акцию. На следующий день спецназ ФСБ десантировался на борт «Арктик Санрайз» и захватил международный экипаж из 30 человек, среди которых четверо россиян. Судно отбуксировали в Мурманск. В прошлый четверг городской суд арестовал на два месяца 22 задержанных «зеленых», еще восьмерым продлили задержание на 72 часа. Дело экологов на данный момент рассматривается по статье 227 УК РФ «Пиратство», предусматривающей до 15 лет лишения свободы. Впрочем, в Следственном комитете не исключают, что дело будет переквалифицировано по другой статье, а мера пресечения в скором времени изменена. Схожим образом высказался и Владимир Путин: «Совершенно очевидно, что они, конечно, не являются пиратами, но формально они пытались захватить платформу. Наши пограничники не знали, кто пытается захватить эту платформу под видом организации Greenpeace».

Экологи привезли с собой еще и специальную капсулу, чтобы прицепить ее к объекту и жить в ней несколько дней. Ее-то пограничники и приняли за вероятное взрывное устройство.

В любом случае экоактивисты нарушили закон. Жесткая реакция российских правоохранителей, по-видимому, связана с желанием исключить повторение подобных инцидентов.

Впрочем, при любом исходе «зеленые» добились своего — об их акции в Арктике заговорил весь мир. Однако у российских властей не было возможности отреагировать менее публично. Greenpeace выступает против любой добычи углеводородов на российском Севере исходя из того, что разработка шельфа опасна сама по себе, а ликвидация вероятных аварий в условиях экстремальных температур чревата затянутыми сроками и большим экологическим ущербом. Доказательство тому — последствия аварии на платформе BP в Мексиканском заливе, куда более цивилизованном и доступном регионе.

Россияне — новаторы в проектах разработки арктического шельфа и строительстве ледостойких платформ. Повышенная инжиниринговая ответственность и экстремальные условия работы и стали причиной жесткой реакции властей на экологический экстремизм. Заранее просчитать степень адекватности защитников природы, их итоговые намерения и вероятный ущерб платформе (а значит, и природе) невозможно.