Тимбилдинг по-голландски

Культура
Москва, 30.09.2013
«Эксперт» №39 (869)

Амстердамский музей. Фото предоставлено ГМИИ имени Пушкина

XVII век в голландском искусстве принято называть «золотым», учитывая число блестящих живописцев, которых он вписал в историю искусства, а групповой портрет стал одним из самых характерных проявлений времени и стиля. Выставку, гостившую сначала в Эрмитаже, а теперь переехавшую в Пушкинский музей, привезли из Амстердамского музея в рамках Года России—Нидерландов.

Групповой портрет членов гильдии — жанр, существовавший только в независимой Голландской Республике. По сути, это — корпоративный портрет, старый вариант популярного сейчас тимбилдинга. Старейшины ремесленных гильдий, капитаны стрелковых рот, попечители богаделен заказывали художникам картину, которая финансировалась вскладчину, самими изображенными соответственно месту, занимаемому на полотне, а оно, в свою очередь, зависело от внутренней иерархии сообщества. Самым известным полотном из этой серии стал «Ночной дозор» Рембрандта, но его в Москву не привезли. Он же лучше всего иллюстрирует взаимоотношения заказчика и исполнителя. Когда стрелки увидели написанный Рембрандтом портрет, сегодня признанный шедевром, их возмущению не было предела — художник расположил их по собственному усмотрению и дописал «лишних» персонажей, а некоторые из заплативших ему за работу оказались в тени на заднем плане. Стрелки потребовали деньги назад, и картина фактически разорила художника.

В тех десяти полотнах, которые показывают в Пушкинском, все по правилам. Чтобы разместить стрелков по званиям, художник Якоб Лион увеличил полотно до пяти метров в длину. А Бартоломеус ван дер Хелст, изобразивший регентов и регентш женского работного дома в типично голландском интерьере, был столь популярен у современников, что его групповые портреты стоили дороже рембрандтовских. В отличие от эрмитажной московскую выставку дополнили оружием того времени из собрания Музеев Кремля.

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (869) 30 сентября 2013
    Германия и Европа
    Содержание:
    Хорошо для Германии — хорошо ли для Европы?

    Выборы показали, что Германия остается островком стабильности в кризисной Европе. Однако подобное возвышение Германии — особенно в сочетании с консервативной политикой Меркель — опасно для будущего ЕС

    Экономика и финансы
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама