Соковыжималка забарахлила

Международный бизнес
Москва, 07.10.2013
«Эксперт» №40 (870)
Бизнес-модель Ryanair, самой успешной малобюджетной авиакомпании Европы, начала давать сбои. Чтобы увеличить поток пассажиров, авиакомпания планирует сменить имидж на более дружелюбный

Фото: ЕРА

Президент Ryanair Майкл О’Лири решил сменить имидж компании. Выступая перед акционерами во время ежегодной встречи в Дублине, он заявил: «Мы должны постараться ликвидировать то, что раздражает пассажиров». Такая реакция стала ответом на критику со стороны ряда акционеров по поводу низкого качества работы с клиентами. Характерно, что заявление совпало по времени с публикацией рейтинга ста крупнейших британских брендов в лондонском журнале Which?. Ryanair заняла в нем последнее место.

Заявление О’Лири — это разворот на сто восемьдесят градусов. До сих пор президент Ryanair предпочитал реагировать на имиджевые проблемы пространными тирадами в адрес «тупых пассажиров», не читающих мелкий шрифт в условиях продажи билетов, и даже подвергал критике людей с избыточным весом (с которых какое-то время даже хотел взимать дополнительный сбор). О’Лири утверждал, что низкие тарифы и пунктуальность полетов — единственное, что действительно нужно пассажирам.

На протяжении долгого времени такой аргумент главы Ryanair работал: авиакомпания быстро росла и стала крупнейшим внутриевропейским перевозчиком. Она увеличивала свой пассажиропоток не только за счет конкуренции с традиционными авиакомпаниями, но и путем привлечения очень низкими тарифами тех пассажиров, которые раньше предпочитали наземный транспорт. Ryanair оставалась прибыльной в разгар кризиса, более того, долгое время она была самой прибыльной авиакомпанией в Европе. Весной 2013 года Ryanair заключила новый контракт с Boeing на поставку 175 новых самолетов в ближайшие пять лет. Как утверждал весной O’Лири, это позволило бы Ryanair увеличить пассажиропоток до 120 млн человек в год к 2020 году.

И вдруг такой неожиданный разворот, причина которого — резкое, на четверть, падение акций авиакомпании с июля по сентябрь. В начале сентября Ryanair объявила о пересмотре прогнозируемой на 2013 год прибыли: она составит около 770 млн долларов, а не свыше 815 млн, как предполагалось. Темпы роста пассажиропотока, до кризиса превышавшие 20% в год, в прошлом году упали до 4,6%. Заявление O’Лири было спровоцировано резким замедлением роста продаж на осенние месяцы 2013 года, прежняя бизнес-модель начала выдыхаться.

Сервис по навязыванию дополнительных услуг

«Ваша сумка не соответствует установленным нашей компанией габаритам для ручной клади. Вы можете полететь, только если сдадите ее в багаж и заплатите сбор» — подобные обращения в адрес пассажиров Ryanair прямо у выхода на посадку корреспондент «Эксперта» наблюдал практически каждый раз, когда летал самолетом этой авиакомпании. Не оплаченная заранее сдача багажа сопровождается значительным сбором — до 110 долларов за единицу (при полете туда-обратно) в летний период. У выхода на посадку в самолеты Ryanair можно наблюдать и слезы, и истерики пассажиров, которым не разрешают пройти в самолет из-за того, что они не прочитали мелкий шрифт в условиях продажи билетов. Например, распечатка посадочного талона в аэропорту, а не заранее, обходится пассажирам в те же 110 долларов

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (870) 7 октября 2013
    Стагнация
    Содержание:
    Лови момент

    Рынок с ежегодным платежеспособным спросом в 10 трлн рублей нуждается в срочной модернизации. Есть еще вопросы: откуда взять импульсы для экономического роста?

    Без рубрики
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Общество
    Потребление
    Реклама