Ни Алексей Митрофанов, автор полутора десятков книг и тысячи историй о Москве, ни маршрут, пролегающий между двумя российскими столицами, в представлениях не нуждаются. Прелесть этой уникальной книги в акцентах, начиная с названия: не просто путеводитель, а станционный. И рассказывает он совершенно разноплановые истории. Например, о том что станция Ховрино когда-то заставила П. И. Чайковского сделать запись «…О, милое отечество, как ты нечистоплотно» (полтора века «чистоплотности» этим местам почти не прибавили); или о городе с двумя правильными названиями — Вышний Волочек и Вышний Волочок; или о том, как задолго до «Москвы и москвичей» газетный репортер Гиляровский наблюдал в Клину полет Дмитрия Менделеева на воздушном шаре. «Станционный путеводитель» одинаково интересно и читать, и разглядывать. Чего стоят цветные вкладки с такими, например, многообещающими названиями, как «Средства для задержки и отправления поезда», или фотографии «Чемоданы на любой возраст. Торговля времен НЭПа», «Слепцы (калики перехожие) из Новгородского уезда», «Парамошка с Савоською в карты играют. Лубок. XVIII в.»! И где еще можно прочитать о том, кого звали «Вежливым носом» и кем на самом деле был Евгений Онегин, где стоит «яичницу сварить», а где — «жареных котлет отведать» (увы, не пожарских, ибо, напоминает автор, рецепт их был утерян). «Станционный путеводитель», написанный «физиологом города», соединяет две столицы, несколько эпох и поколений, он — о «перемене мест», привычек, представлений. В том числе о переменах в бытописании. «После Гиляровского миновал век, и нельзя не поместить произошедшее за это время в литературу», — сказал о Митрофанове автор другой революционной в своем роде краеведческой эпопеи Рустам Рахматуллин. Думается, Алексей Митрофанов «поместил».
Москва—Петербург. Станционный путеводитель / Алексей Митрофанов. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2013. — 352 с., с илл. Тираж 3000 экз.