Для развития нужны инвестиции

Спецвыпуск
Москва, 11.11.2013
«Эксперт» №45 (875)
Дальнему Востоку необходим механизм реализации государственной программы, считает зам. председателя правительства Хабаровского края — министр экономического развития и внешних связей края Виктор Калашников

— Виктор Дмитриевич, начало осени 2013 года стало особым для дальневосточного региона, и не только в связи с наводнением, затронувшим сразу несколько субъектов федерального округа. Кардинальные преобразования коснулись системы управления ДФО, когда ушел со своего поста Виктор Ишаев, а его заменили полпред Юрий Трутнев и министр Александр Галушка. Какие последствия для региона вы прогнозируете в связи с этой рокировкой?

— К этому следует добавить, что в сентябре создана правительственная комиссия по социально-экономическому развитию Дальнего Востока, которую возглавил председатель правительства России Дмитрий Медведев. Компетенции полномочного представителя президента страны в округе расширены до ранга вице-премьера российского правительства. То есть мы видим, что серьезно усиливается координационная составляющая в работе госорганов на Дальнем Востоке.

Давайте вспомним: в уходящем году на федеральном уровне утверждена государственная программа социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Разве этого масштабного документа недостаточно, чтобы он служил главной лоцией развития макрорегиона России?

— Нет, недостаточно.

Что же именно не устраивает?

— Ключевая проблема — нет механизма реализации госпрограммы. И дело не в том, что денег не дали и не дают столько, сколько обсчитано. Невозможно решить поставленные руководством страны стратегические задачи по ускоренному развитию Дальнего Востока простой накачкой региональных бюджетов для строительства дорог, подстанций, линий электропередачи.

Точно так же не стоит ожидать потока инвестиций лишь потому, что в сентябре президент России подписал закон об инвестиционных налоговых льготах для проектов, размещаемых на Дальнем Востоке.

Требуется комплексный и прежде всего бизнес-подход к экономическому развитию дальневосточных регионов.

Вы говорите, что ключевая проблема — отсутствие механизмов реализации госпрограммы развития региона. А что нужно сделать, чтобы они появились? Принять, например, специальный закон по развитию Дальнего Востока?

— В России сформировались различные инструменты поддержки регионального развития. Их немало. Это реализация инфраструктурных проектов в рамках федеральных целевых программ, режим особых экономических зон, осуществление проектов компаниями с государственным участием, использование средств институтов развития — Внешэкономбанка, Инвестиционного фонда, Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона, региональных инвестиционных фондов, режим зон территориального развития, механизм приоритетных инвестиционных проектов, инвестиционных налоговых льгот.

Эти режимы и механизмы в плане правовых вопросов вполне отработаны. Но применительно к государственной программе развития Дальнего Востока они не спланированы и не разработаны как пакет программных и практических мероприятий.

Извечный для России вопрос: что делать?

— Вопрос ускоренного развития дальневосточных территорий решается прежде всего инвестициями, других рецептов нет. Необходимо и

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (875) 11 ноября 2013
    ЖКХ
    Содержание:
    Свет в конце теплотрассы

    Создание специального Министерства ЖКХ дает шанс разработать и реализовать комплекс мер по модернизации отрасли. При этом основные бизнес-схемы уже созданы и опробованы, осталось тиражировать этот процесс

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама