Двигаться от сырья к переработке

Евгений Бортник
11 ноября 2013, 00:00

Сахалинская область не намерена оставаться сырьевым регионом. Цель региональной экономической политики — уравнять доли сырья и продукции с высокой добавленной стоимостью в ВРП региона

Губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин убежден в необходимости увеличения доли продукции с глубокой степенью переработки в ВРП региона

Губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин рассказал «Эксперту» о самочувствии островного региона и о перспективах его развития.

Со всех сторон приходят тревожные сведения: экономика балансирует на грани. Руководство страны сокращает госпрограммы. Как чувствует себя сахалинская экономика? Кризис 2008 года она прошла легко.

— Согласно оценке Министерства регионального развития РФ, по итогам января—августа 2013 года по сводному индексу, характеризующему ситуацию в экономике, финансово-банковской и социальной сферах, Сахалинская область находится на первом месте среди регионов страны. По развитию реального сектора экономики — на втором, по инвестиционной привлекательности — на девятом. Лидирующие позиции мы занимаем по объемам инвестиций в основной капитал и строительные работы на душу населения. По сводному индексу доходов и занятости населения мы на шестом месте и на первом — по сводному индексу, характеризующему ситуацию в бюджетной системе.

Применительно к ситуации, связанной с реальными доходами и занятостью населения, основные показатели находятся в положительном тренде. В январе—сентябре 2013 года среднедушевые денежные доходы населения составили 37,2 тысячи рублей — рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти 17 процентов. Уровень регистрируемой безработицы на конец сентября — 0,5 процента, это на 0,1 процента меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника за девять месяцев, по оценке, составила 47,3 тысячи рублей и увеличилась почти на 11 процентов.

За девять месяцев текущего года добыча газа выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,6 процента и составила 20,1 миллиарда кубометров. До конца года, думаю, добудем более 28 миллиардов кубометров. Добыча нефти до конца года должна перевалить за 13 миллионов тонн, добыча угля превысит 4 миллиона тонн. Рост отмечается также в ряде перерабатывающих секторов. Что касается жилищного строительства, то до конца года мы планируем ввести в эксплуатацию 300 тысяч квадратных метров жилья.

Областной бюджет на 2014–2016 годы мы оцениваем более чем в 300 миллиардов рублей. Из этих средств 97 процентов будет инвестировано в 23 региональные государственные программы, из которых 12 связаны с повышением качества жизни людей.

Кстати, совсем недавно у нас произошло несколько значимых для области событий: пуск четвертого энергоблока Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 и начало подачи газа с Киринского газоконденсатного месторождения проекта «Сахалин-3», которые, безусловно, создадут серьезный запас прочности региональной экономики.

В списке инвестпроектов Сахалина эти проекты были в числе важнейших. Как их реализация повлияла на экономику и инвестиционную привлекательность региона?

— Привлечение инвестиций — ключевое направление в деятельности регионального правительства. За последние двенадцать лет в Сахалинской области накоплено 45 миллиардов долларов иностранных инвестиций, это 10 процентов от общероссийского показателя. При этом с 2000 года объем промышленного производства в области вырос в 17 раз, а валовой региональный продукт — в 20 раз. На долю Сахалина и Курил приходится 35 процентов общего объема промышленного производства в Дальневосточном федеральном округе, а наша доля в налоговых и неналоговых доходах округа — около 19 процентов. Все это стало возможным благодаря реализации нефтегазовых проектов на условиях раздела продукции. И конечно же, эти проекты позволили сформировать имидж Сахалинской области как региона, благоприятного для вложения средств.

В инвестиционной политике региона сырьевая составляющая остается приоритетной?

— Наша задача — к 2018 году снизить долю добычи полезных ископаемых в ВРП с нынешних 57 процентов до 40. Доля продукции с глубокой степенью переработки к 2018 году составит 30 процентов, что обеспечит более чем двукратный рост по сравнению с текущим годом. Заложенный в программе тренд позволит к 2025 году уравнять в структуре ВРП объемы добычи полезных ископаемых и продукции с высокой добавленной стоимостью — по 35 процентов на каждый сектор. Кстати, курс на диверсификацию экономики позволил обеспечить положительную динамику инвестиций в основной капитал и в традиционных отраслях: угольной, рыболовстве, энергетике, обрабатывающих производствах.

Что сегодня делается для развития Курильских островов?

— Прежде всего мы развиваем там энергетику и транспортную инфраструктуру. Для этого используем механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП). На Курильских островах в сфере энергетики активно применяются концессионные соглашения. На Кунашире и Итурупе уже введены в эксплуатацию геотермальная и дизельная электростанции. Готовятся документы для реализации проекта по запуску ветрогенерирующих мощностей на Шикотане, что позволит полностью решить проблему обеспечения острова энергией.

На Курильских островах в 2010–2013 годах мы апробировали и классическую схему государственно-частного партнерства — создание объектов инфраструктуры за счет государства для обеспечения запуска производства инвестором. И я уверен, что предоставленное совсем недавно Бюджетным кодексом РФ право формировать региональные инвестиционные фонды существенно расширит географию применения публично-частного партнерства по формуле «инвестор — производство, государство — инфраструктура». Сейчас мы рассматриваем целесообразность реализации при помощи такого механизма проекта строительства газобетонного производства на острове Сахалин и дальнейшего развития спортивно-туристического комплекса «Горный воздух».

Важнейшее для нас направление ГЧП — использование ресурса этого инструмента для ускоренного ввода объектов социального назначения. Ведь наличие развитой социальной инфраструктуры — ключ к закреплению населения на островах, остановке оттока молодежи. К 2018 году на Сахалине планируется ввести в эксплуатацию 29 детских садов для пяти тысяч детей. В этом проекте, в частности, мы используем отдельные элементы «контракта жизненного цикла». Аналогично мы работаем и в сфере культуры, спорта и здравоохранения. По этой же схеме к 2017 году в Южно-Сахалинске создадим крупный водноспортивный центр с комплексом бассейнов, сертифицированных Международной федерацией по водным видам спорта. ГЧП позволяет заниматься и модернизацией сферы профессионального образования. В сотрудничестве с компанией Exxon мы создали Нефтегазовый институт. Компания обеспечила его современным учебным оборудованием, преподавательскими кадрами, а правительство региона — помещениями. До конца года совместно с компанией Fluor мы введем в эксплуатацию специально оборудованный цех для подготовки сварщиков высокой квалификации.

 106_expert_45.jpg

Чем привлекаете инвесторов?

— В Сахалинской области инвесторы могут воспользоваться стандартным для регионов России набором мер господдержки: государственными гарантиями, льготами по налогу на прибыль и имущество. Кроме этого на региональном уровне мы утвердили положение, предусматривающее двукратное сокращение сроков выполнения разрешительных процедур для приоритетных проектов и обеспечили подписание подобных соглашений со всеми муниципальными образованиями. В результате сроки проведения обязательных административных процедур в сфере строительства сокращены в общей сложности на 75 дней. У нас сформирована карта из 61 инвестиционного приоритетного для региона проекта в секторе аквакультуры, лесопромышленном комплексе, угольной отрасли, энергетике, транспорте и так далее. Реализация этих проектов позволит существенно улучшить инвестиционный климат в регионе и создаст условия для размещения в Сахалинской области и на Дальнем Востоке в целом новых перерабатывающих производств.

Президент Владимир Путин особо отметил вопрос создания на Сахалине мирового энергетического центра.

— Сегодня мы на пороге нового этапа — превращения Сахалина в энергетический центр мирового уровня. По мнению президента, у нас есть для этого все возможности. Это высокая оценка нашего региона, и она дорогого стоит. За ней стоят усилия государства, российских и зарубежных инвесторов, добросовестный труд нескольких поколений сахалинских нефтяников. На острове накоплен большой опыт сотрудничества с ведущими российскими и зарубежными компаниями, такими как «Роснефть», «Газпром», Exxon Mobil, Shell, Mitsui, Mitsubishi, Sodeco, Индийская национальная нефтегазовая корпорация; налажены связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Есть богатейшие запасы углеводородов, к разведке которых многие из этих компаний имеют непосредственное отношение. Их добыча сопряжена с большими усилиями, тяжелой работой в суровых, почти арктических условиях и требует значительных инвестиций, нестандартных, зачастую уникальных проектных и технологических решений, огромных знаний и квалифицированных кадров. Многое из этого уже есть. Сегодня важно, объединив усилия и опыт государства и инвесторов, открыть новую главу в истории Сахалина, связанную с созданием современных предприятий по глубокой переработке углеводородов. Одним из ключевых решений в этом направлении стали совместные планы компаний «Роснефть» и Exxon Mobil построить новый завод по сжижению природного газа. Особое внимание при разработке проектных решений будет уделено минимизации последствий воздействия на окружающую среду, а также развитию местной инфраструктуры.

А как складываются отношения с российскими компаниями?

— В позитивном ключе. В этом году, в частности, мы подписали несколько соглашений с акционерным обществом «Роснефть» о производстве газомоторного топлива, обеспечении топливом сахалинских аэропортов, модернизации Охинской ТЭЦ, расширении сети автозаправок, строительстве жилья.

«Газпром» является крупнейшим акционером проекта «Сахалин-2», а 23 октября, это событие я уже упоминал, состоялся запуск в эксплуатацию Киринского газоконденсатного месторождения. Кроме того, «Газпром» занимается газификацией Сахалинской области.

Помимо этого нефтегазодобывающие компании активно вовлечены в благотворительную деятельность, а также в наши социальные проекты, в том числе в сфере образования. В 2014 году вместе с операторами проекта «Сахалин-1» мы планируем создать два новых учебных заведения по подготовке современных кадров рабочих специальностей. Это в дополнение к уже существующему Техническому институту при Сахалинском государственном университете.

Сегодня необходимо решить ряд серьезных проблем, связанных с сохранением нефтегазового потенциала на суше острова и продолжением интенсивного развития шельфовых проектов и геолого-разведочных работ, обеспечить налоговые отчисления в бюджет Сахалинской области в размере порядка 46 миллиардов рублей. Мы рассчитываем, что нам это удастся, и это придаст новый импульс развитию островного региона.

Южно-Сахалинск