Подходы к смыслу

Георгий Любарский
11 ноября 2013, 00:00
Беньямин Вальтер. Франц Кафка

Вальтер Беньямин — знаменитый философ, эстетик, критик, во многом определивший лицо современной культуры. В книге собрано все, что Беньямин написал о Кафке.

Тексты эти были написаны Беньямином, когда слава Кафки была на подъеме, но твердого и устоявшегося мнения-штампа о нем еще не было. Это была диковина, поднимавшаяся из литературного моря. Что с ним делать, с Кафкой? Многие в восторге. Многие страшно ругают. Все замечают. Но как это понять?

В этой книге мы видим зрелище редкое: гениальный литературный критик и философ ищет понятия, которыми можно было бы говорить о Кафке. Но ищет он их так, что сам процесс поиска самым ясным образом сообщает о том, какая культура поднимается в будущем, — в том будущем, в котором мы уже живем.

Беньямин цитирует самые разные произведения Кафки, так что мы можем видеть, что привлекает его взгляд. Он как бы оглядывает этот пейзаж, глаз останавливается то на той, то на другой детали. Это притчи? Ну да, это же притчи, конечно. Только такие особенные притчи, они не для объяснения, а для толкования, они… Мысль не заканчивается, идет дальше. А смотрите, говорит автор, это не персонажи, это жесты! Кафка молчит, это литература жестов! Да, и еще, говорит Беньямин, это же собрание загадок. А знаете, что это перечисление зверей? Посмотрите на роль зверей у Кафки, у него вся психика вырастает из разных видов молчаливых зверей у подножия разума. Вот крот, вот бабочка. Хотя это, конечно, литература памяти и забвения, умолчания. Смотрите, это то, что рождается из забвения и вины. А вот еще: вы видите, что герои Кафки симметричны Швейку? Это как лицо и изнанка, видите — вот где у Кафки Швейк.

А между делом Беньямин говорит: а иначе нельзя. Только такая незаконченная мысль указывает на этого автора, только в смене незавершенных фигур и образов возникают его черты.

Беньямин Вальтер. Франц Кафка. — М.: Ad Marginem, 2013. — 240 с. Тираж 3000 экз.