Суверенные фонды капитала

Тема недели
Москва, 25.11.2013
«Эксперт» №47 (877)
В начале ноября 2013 года министерство финансов Норвегии опубликовало изменения к своему плану бюджета на следующий год. Они включают в себя снижение некоторых налоговых ставок, а также увеличение трансферов из государственного пенсионного фонда Норвегии, суверенного фонда страны, чтобы покрыть существующий ненефтяной дефицит бюджета.

Таким образом, новое правительство Норвегии, которое с середины октября возглавляет консерватор Эрна Солберг, пытается реагировать на симптомы «голландской болезни» в экономике. Власти рассчитывают увеличить рост в некоторых секторах экономики, которые стали неконкурентоспособными из-за чрезмерного роста нефтегазового сектора. Согласно заявлению минфина Норвегии, «нефтяной сектор, включая его субконтракторов, расширился, высокий уровень затрат начал представлять проблему для ориентированных на торговлю отраслей». Новый вариант бюджета пытается выправить эти перекосы, в том числе за счет инвестиций в экономику страны средств из резервного фонда — самого крупного в мире по абсолютному объему накопленных средств. На конец октября «кубышка» Норвегии содержала активов на 808 млрд долларов, или 157% номинального ВВП страны. Для сравнения: два российских суверенных нефтегазовых фонда — резервный и национального благосостояния — насчитывают сегодня в сумме 187,4 млрд долларов (восьмое место среди стран — держателей суверенных фондов), однако по отношению к ВВП они по международным меркам невелики (порядка 9%).

Со времени своего появления еще в середине прошлого века подобные фонды в основном инвестируют в реальные и финансовые активы, включая акции, облигации, недвижимость, редкие металлы или альтернативные инвестиции (например, хедж-фонды). Суммарный объем средств суверенных фондов с конца 2007 года по настоящее время почти удвоился, увеличившись с 3,26 трлн более чем до 6 трлн долларов.

Суверенные фонды капитала особенно быстро стали появляться и расти в 2000-е годы, с началом последнего сырьевого бума. Обычно такие фонды создаются, когда правительства сталкиваются с профицитом бюджета и при этом имеют незначительный (или вообще нулевой) внешний госдолг. «Чрезмерная ликвидность не всегда возможна или желательна, особенно для экспорториентированных экономик, поскольку в таком случае деньги часто тратятся на немедленное потребление, нередко в форме импорта. И это не улучшает структуру экономики. Кроме того, в странах — экспортерах сырьевых товаров экспорт зависит от цен на сырье: его объем может меняться в связи с ростом или падением цен довольно значительно», — рассказал «Эксперту» Нариман Беравеш, главный экономист исследовательской компании IHS Global Insight.

Существует два типа подобных фондов: сберегательные и стабилизационные. Стабилизационные фонды создаются для снижения волатильности в доходах бюджета, чтобы противостоять влиянию цикличности на государственные расходы и национальную экономику в целом. Сберегательные фонды нацелены на создание подушки безопасности для будущих поколений. Норвежский фонд, например, относится ко второму типу. Широко распространено мнение, что суверенные фонды в странах — экспортерах сырья могут позволить избежать «сырьевого проклятья», однако исследования на эту тему довольно противоречивы. Сторонники создания стабилизационных фондов указывают на примеры того, что немедленное расходование средств от сырьевого экспор

У партнеров

    «Эксперт»
    №47 (877) 25 ноября 2013
    Госинвестиции
    Содержание:
    Кусочек благосостояния заверните

    К распечатанному Фонду национального благосостояния выстроилась длинная очередь активных претендентов. При этом обоснованность ряда проектов вызывает большие вопросы, а выверенная процедура экспертизы проектов отсутствует

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама