Удвоение оперлизинга

Спецвыпуск
Москва, 02.12.2013
«Эксперт» №48 (878)
На фоне сокращения финансового лизинга на 7% объем оперативного лизинга за девять месяцев 2013 года вырос вдвое. Пока оперлизинг нишевый продукт, но через два-три года он может стать одним из драйверов лизингового рынка

В третьем квартале 2013 года лизинговый рынок немного отыграл падение первого полугодия. Если за январь—июнь сокращение рынка составило впечатляющие 17%, то по итогам трех кварталов оно снизилось примерно до 3%. Объем нового бизнеса за девять месяцев 2013 года составил 940 млрд рублей (таблица 1).

Динамика крупнейших сегментов рынка — железнодорожного транспорта и авиатехники — при этом отличалась от первых двух кварталов года: если железнодорожный сегмент отвоевывал утерянные позиции, то число авиасделок в третьем квартале увеличилось незначительно. Тройка лидеров железнодорожного сегмента за июль—сентябрь заключила новые сделки более чем на 100 млрд рублей. В результате доля железнодорожного сегмента по сравнению с первым полугодием 2013 года выросла на 3 п. п. (хотя в абсолютном выражении сегмент сократился по отношению к девяти месяцам 2012 года на 33%), а доля авиатехники уменьшилась также на 3 п. п. (таблица 2).

Крупнейшей компанией по объему новых сделок остался «ВЭБ-лизинг»: 159 млрд рублей (таблица 3). «ТрансФин-М», вошедший в тройку лидеров в первом полугодии 2013 года, поднялся по итогам девяти месяцев с третьего места на второе. Компания в 2013 году активно наращивает масштабы бизнеса, регулярно заключая крупные сделки и поглощая других участников рынка (в частности, в сентябре 2013 года приобретена занимающаяся оперативным лизингом компания КЛК-Ч). Значительные темпы прироста сделок продемонстрировал «Сбербанк Лизинг» (третье место в ренкинге), среди контрактов которого 26% занял оперативный лизинг авиатехники.

Оперлизинг смягчил падение

Сокращение рынка пришлось на финансовый лизинг, при этом оперативный лизинг за год увеличился вдвое: по итогам девяти месяцев 2013 года такие сделки заняли 8% рынка (график 2). Пока, однако, оперативный лизинг — это сегмент лишь нескольких игроков, сегодня в нем работает немногим более 20 компаний (таблица 4).

Важнейшие препятствия для роста оперативного лизинга — отсутствие развитого эффективного вторичного рынка имущества, законодательная неопределенность в отношении этого вида лизинга, низкая культура эксплуатации (более пренебрежительное отношение к «чужому» имуществу) и отсутствие налоговых преференций для участников сделок оперативного лизинга.

«Важный сдерживающий фактор — российский менталитет: бизнесмены в нашей стране предпочитают иметь оборудование в собственности, а не брать его в аренду, — комментирует Максим Агаджанов, генеральный директор “Газпромбанк Лизинга”. — Не стоит забывать и о том, что группы влияния у лизингополучателя могут сопротивляться передаче сервисов по обслуживанию предмета лизинга (например, техобслуживания автомобиля) сторонней сервисной или лизинговой компании».

Несмотря на все эти ограничения, во время стагнации экономики возможен рост спроса на оперативный лизинг со стороны ряда лизингополучателей, опасающихся приобретать актив в собственность и предпочитающих взять оборудование в аренду под конкретный проект.

«В условиях отсутствия роста лизингодатели уделяю

У партнеров

    «Эксперт»
    №48 (878) 2 декабря 2013
    Украина и Евросоюз
    Содержание:
    Окончательный розыгрыш

    Неудачная попытка «побега» Украины на Запад показала, что полноценное встраивание в Евросоюз или же в интеграционные проекты, продвигаемые Россией, для страны в ее нынешнем виде, похоже, невозможно

    Экономика и финансы
    Потребление
    Реклама