Между молитвой и постом

Культура
Москва, 09.12.2013
«Эксперт» №49 (879)
Группа «Аквариум» выпустила сингл «Праздник урожая во дворце труда» и альбом «Аквариум плюс». Они не дублируют друг друга по содержанию и радикально не совпадают по настроению

Фото: ИТАР-ТАСС

Борис Гребенщиков, строго соблюдающий принцип равноудаленности по отношению ко всем политическим движениям, как правило, покидает «башню из слоновой кости» только в исключительных случаях. Поводом в том числе может послужить сильное эмоциональное впечатление от истории, которая случается с близкими или просто симпатичными ему людьми. В этом году такая история приключилась с бывшим шеф-редактором портала Ura.ru Аксаной Пановой. То давление, которому она подверглась со стороны чиновников, и все, что ей пришлось в связи с этим пережить, стало поводом для написания текста и музыки. По крайней мере, так гласит легенда. «Нельзя жить в обществе и быть свободным от него», — прокомментировал Борис Гребенщиков остросоциальное содержание песни «Губернатор» после одного из первых исполнений на публике.

В «Губернаторе» легко узнается жесткая ритмическая структура «Древнерусской тоски», записанной в 1996 году. Тогда Борис Гребенщиков, войдя в образ библейского пророка, обличал российскую действительность: «Куда ты, тройка, мчишься, куда ты держишь путь? Ямщик опять нажрался водки или просто лег вздремнуть». Свое настроение в момент написания этих строк автор обозначал как «могучую скорбь, сопряженную с осознанием величия происходящего». Ритмический самоповтор указывает, что и сейчас Гребенщиков переживает аналогичное состояние, но в этот раз виновник творящегося вокруг хаоса выглядит иначе: «Под костюмом от Brioni наколки на груди, а мертвых журналистов и без тебя тут пруд пруди». Музыкант даже позволяет себе дать конкретную рекомендацию и вынести предупреждение: «Губернатор, играй отбой полкам. Из центра, губернатор, пришел сигнал скормить тебя волкам», и вместе с тем он оставляет своему персонажу право выбора: «Впрочем, думай сам. Господь с тобой!»

Телепремьера «Губернатора» состоялась на «Первом канале» в программе «Вечерний Ургант». За неделю до этого песня была выпущена на сингле, предваряющем выход очередного номерного альбома, и тут же получила первое место среди самых скачиваемых треков iTunes. Следующие две строчки заняли проникнутый апокалиптическими настроениями «Праздник урожая во дворце труда», а также лирическая и при этом не менее печальная песня «Не было такой и не будет». Если в рок-н-ролльном «Празднике» Гребенщиков продолжает петь о безысходности («Мы знаем, что машина вконец неисправна, мы знаем, что дороги здесь нет и не было никогда»), то в «Не было такой и не будет» по крайней мере появляется надежда: «Все мои слова смыты дождем. И эхом в тишине едва-едва, любимая моя, пробьемся…» Именно «Не было такой и не будет» — главный трек из всех записанных Гребенщиковым в этом году. В нем с ходу можно опознать одну из лучших песен, когда-либо спетых «Аквариумом» и тех, что еще только будут спеты. Это классический русский романс в том виде, в каком он должен звучать в XXI веке, своего рода приношение Александру Вертинскому, которого Борис Гребенщиков всегда называет в числе тех, кто повлиял на его музыку больше всего.

Расценивая музыку как «простр

У партнеров

    «Эксперт»
    №49 (879) 9 декабря 2013
    Банковская чистка
    Содержание:
    Бросаем камни в кривые зеркала

    Ситуация на банковском рынке тревожная, но управляемая. У Банка России сохраняются шансы не допустить развития полномасштабного банковского кризиса. А вот с целеполаганием регулятору стоит определиться четче: отсутствие ясности в истинных мотивах санкций дезориентирует банкиров и нервирует вкладчиков

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама