Невезучие дороги

Спецвыпуск
Москва, 06.12.2013
«Эксперт» №49 (879)
Состояние российских дорог не соответствует растущим нагрузкам на них. Финансовое бремя дальнейшего развития автодорожной сети все активнее перекладывается на пользователей

Фото: РИА Новости

В России все-таки будут строить дороги. Пока нельзя сказать, что процесс запущен на полную мощность, однако наблюдаемые в последнее время всплески инвестиционной активности в этом направлении свидетельствуют: другого выхода у нас нет, инфраструктурная модернизация в стране будет осуществляться в том числе за счет реконструкции и строительства новых дорог.

За последние десять лет количество автомобилей в стране увеличилось с 50 до более 300 единиц на 1000 жителей (с 20 млн до более 36 млн штук). В результате интенсивность движения на федеральных дорогах ежегодно растет на 5–7%. Однако низкие темпы ремонта и строительства автодорожной сети, не соответствующие росту числа автомобилей и интенсивности перевозок, приводят к тому, что автодорожная инфраструктура остается на низком уровне и состояние более половины дорог не отвечает нормативным требованиям. Из-за роста доли тяжелых автомобилей в транспортных потоках уменьшаются сроки службы дорог между ремонтами, а скорость деградации дорожных конструкций повышается в три-четыре раза. Сейчас улучшения прочностных характеристик требует свыше трети автомобильных дорог федерального значения.

Из-за плохого качества и низкой пропускной способности дорог доля транспортных издержек в себестоимости промышленной продукции в России превышает показатели развитых стран. Если у нас они составляют 11,5% национального дохода, то в США — менее 7%.

До сих пор более 10% населения нашей страны весной и осенью остается полностью отрезанным от транспортных коммуникаций из-за отсутствия автомобильных дорог с твердым покрытием.

Основные средства на дорожные работы сейчас поступают от акцизов на топливо и транспортного налога. Сегодня чиновники ищут способы привлечения дополнительных средств от частных компаний за счет строительства платных дорог, заключения контрактов жизненного цикла и взимания платы с большегрузного транспорта. Ставка делается и на повышение квалификации строительных компаний, использование ими инновационных материалов, позволяющих увеличить сроки службы дорог.

Насколько хорошо будут решены эти задачи, сказать пока трудно. Единственное, в чем сходятся все транспортные эксперты, — нагрузка на российские дороги будет неуклонно расти.

Сравнительное бездорожье

В настоящее время дорожные сети наиболее хорошо развиты в США (протяженность дорог составляет 6,5 млн км), Китае (более 4 млн км) и в Индии (3,4 млн км). Европейский лидер — Франция (около 900 тыс. км). В России совокупная длина дорог составляет около 1 млн км. Они поделены на три категории: федеральные, региональные (или территориальные, межмуниципальные, областные) и муниципальные (уличные сети городов и населенных пунктов).

Основой дорожной сети традиционно служат федеральные трассы, которые обеспечивают связность столицы, регионов и зарубежных стран. В России по федеральным трассам осуществляется около 60% коммерческих и пассажирских перевозок.

Статистика по километражу отдельных категорий дорог различается, поско

У партнеров

    «Эксперт»
    №49 (879) 9 декабря 2013
    Банковская чистка
    Содержание:
    Бросаем камни в кривые зеркала

    Ситуация на банковском рынке тревожная, но управляемая. У Банка России сохраняются шансы не допустить развития полномасштабного банковского кризиса. А вот с целеполаганием регулятору стоит определиться четче: отсутствие ясности в истинных мотивах санкций дезориентирует банкиров и нервирует вкладчиков

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама