О Москве и Московской области

Разное
Москва, 09.12.2013
«Эксперт» №49 (879)

Подмосковье требует, чтобы московское правительство компенсировало последствия одного своего решения. Прошлой осенью мэр Собянин запретил на МКАД дневное движение большегрузных автомобилей, что, конечно же, свирепо сказалось на дорогах вне столицы. Большегрузы стадами днюют в самых неподходящих местах; интенсивность движения по обоим бетонным кольцам выросла на 40%; открытия шлагбаума на пересечении бетонок с железными дорогами машины ждут часами. Сумма компенсации ещё не подсчитана, но речь пойдёт о миллиардах рублей: на постройку в области множества стоянок, путепроводов и объездных дорог. Москва будет приводить — да уже приводит — контраргументы, так что сколько-нибудь обоюдоприемлемое решение будет найти нелегко. Потому что в этом споре обе стороны правы, но от этого никому не легче. Как говаривала одна мудрая старуха, тут виноватых нет — одни несчастные.

Это непростой, но сравнительно невинный пример безумно сложных проблем во взаимоотношениях двух субъектов федерации, Москвы и Подмосковья; проблем, множащихся и набирающих силу с каждым годом и каждым месяцем их лежания в долгом ящике. К впечатляющему списку трудностей, неизбежных для мегаполиса как такового, здесь добавляются нетривиальные печали сиамских близнецов. Всякая административная граница условна, но граница между Москвой и областью условна уже до изумления: достаточно сказать, что ежедневно из-под Москвы в Москву и обратно ездят два — два с половиной миллиона человек. А вот управление по факту неразделимыми регионами — безусловно раздельное: у московского правительства свои ресурсы и обязательства, у областного — свои. Результатом становятся не только частные трения, подобные истории с большегрузами, но и наложение, а значит, и взаимное усугубление ошибок. Невозможность всерьёз запланировать развитие как Москвы без ближайшего окружения, так и её окружения отдельно от неё ведёт к серьёзнейшим бедам. Скажем, вблизи МКАД плотная многоэтажная застройка идёт с обеих сторон. С внутренней стороны её, по своим очевидным соображениям, позволяет московское правительство, снаружи — по своим соображениям, ещё более очевидным, позволяет правительство подмосковное. Новых дорог при этом не строят ни те ни другие, а старых там и сейчас нехватка. Так, по данным руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства М. Я. Блинкина, если во всей Москве улицы занимают около девяти процентов площади (что как минимум вдвое меньше, чем надо), то между Третьим кольцом и МКАД — уже менее шести. Общими усилиями два субъекта федерации взвинчивают транспортные проблемы для людей в сгущающемся двойном кольце высоких домов до такого уровня, когда с ними справиться нельзя будет никакими средствами вообще. Скорее рано, чем поздно, какие-то части этих застроек неизбежно придётся сносить; все это понимают — и весело продолжают строить.

Разумеется, такого рода проблемы бывают у многих мегаполисов, переросших былое административное деление, но у нас они многократно усугубляются отсутствием культуры компромисса, культуры

У партнеров

    «Эксперт»
    №49 (879) 9 декабря 2013
    Банковская чистка
    Содержание:
    Бросаем камни в кривые зеркала

    Ситуация на банковском рынке тревожная, но управляемая. У Банка России сохраняются шансы не допустить развития полномасштабного банковского кризиса. А вот с целеполаганием регулятору стоит определиться четче: отсутствие ясности в истинных мотивах санкций дезориентирует банкиров и нервирует вкладчиков

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама