В ожидании новых медиа

Тема недели
Москва, 16.12.2013
«Эксперт» №50 (880)

Всякий раз, когда в мире происходят чрезвычайные события, так или иначе затрагивающие наши интересы, как то война в Грузии, cирийский конфликт или протесты на Украине, неизбежно всплывает вопрос о том, что мы проигрываем информационную битву Западу. И каждый раз мы уже постфактум осознаем, сколь чувствительно для нас такое поражение, понимаем, что надо что-то делать. Однако со временем тема затухает — и так до следующего чрезвычайного события.

Понятно, что выиграть информационную войну на чужой территории у таких монстров, как CNN или ВВС, для нас невозможная задача. Как, впрочем, и им не удается выиграть эту войну на нашей территории. Но, например, реакция на нашумевшую статью российского президента о ситуации в Сирии, опубликованную в The New York Times в сентябре этого года, показывает, что западная аудитория способна воспринимать аргументированную, четкую позицию.

Так что события, разворачивающиеся вокруг закрытия РИА «Новости» и создания на его месте агентства «Россия сегодня», основная задача которого — продвижение российских интересов в мире, выглядят не то что актуальными — уже запоздавшими. Нам остро необходим механизм донесения нашего мнения, нашего видения ситуации до западной аудитории. Не будет же Путин все время писать заметки.

У нас есть собственная позиция по внешнеполитическим вопросам, и она часто, иногда даже агрессивно, обнародуется «на внутреннем рынке». Однако мы ограничены в технологиях ее распространения. Делать ставку на трансляцию наших ценностей иностранными СМИ, пускать этот процесс на самотек, уповая на их объективность и непредвзятость, — опасное заблуждение или простая лень. Нужна кропотливая работа по выстраиванию новых связей и технологий распространения информационного контента без учета благосклонности или неблагосклонности к нам западных СМИ. Видимо, РИА «Новости», несмотря на возложенные на него функции, с этой задачей не справлялось. И когда в очередной раз, в связи с событиями на Украине, «накипело», была предпринята попытка активизировать работу. Тем более что все сейчас происходит на фоне острой экономической и политической нестабильности и нет оснований полагать, что в ближайшем будущем ситуация улучшится.

Как правило, события внезапны, и проходят они по незапланированному сценарию: никто не мог предположить, что у России будет война с Грузией, что неподписание ни к чему не обязывающего соглашения выльется в многонедельные волнения на Украине. Но все это говорит о том, что в информационном плане нужно уметь реагировать быстро и четко, иметь для этого отлаженные структуры и технологии.

Справится ли с этой задачей новое международное агентство «Россия сегодня»? Во всяком случае, материальная суперсовременная база, унаследованная от РИА «Новости», у него уже есть. Есть идейный руководитель — заместитель генерального директора ВГТРК и ведущий программы «Вести недели» на телеканале «Россия 1» Дмитрий Киселев, демонстрирующий готовность всеми силами защищать информационные интересы страны.

Но для того, чтобы чт

У партнеров

    «Эксперт»
    №50 (880) 16 декабря 2013
    Медиа рынок
    Содержание:
    С добрыми намерениями

    Отношения власти и государственных СМИ в России остаются запутанными. Попытки медиа с госучастием работать в интересах общества зачастую приводят к проведению информационной политики «с кукишем в кармане», тогда как стремление государства поставить такие СМИ под более жесткий контроль неизменно порождает обвинения в расширении пропаганды

    Человек года
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Потребление
    Реклама