Время продюсеров

Культура
Москва, 13.01.2014
«Эксперт» №3 (882)
В 2013 году заметного успеха в российском кинопрокате удалось добиться сразу трем отечественным фильмам: «Сталинграду», «Легенде № 17» и комедии «Горько!». Они взяли соответственно первое, седьмое и десятое места в рейтинге самых кассовых фильмов года

Фото: ИТАР-ТАСС

После спада, последовавшего за финансовым кризисом, когда большинство крупных проектов были вынужденно приостановлены, в Россию вернулись большие премьеры. И за каждой из них отчетливо вырисовывается фигура продюсера. Помимо решения непростых вопросов привлечения денег в индустрию, которая по-прежнему слишком рискованна и не слишком прибыльна, им фактически приходится предугадывать зрительские ожидания: какими они будут на момент окончания работы над кинокартиной, что сможет привлечь зрителей в кинозалы именно в этот период времени с учетом экономической, социальной и политической ситуации. Уже сейчас можно сказать, что российский кинематограф перенял универсальную модель, в рамках которой продюсер участвует в работе над картиной практически на всех этапах и полностью разделяет с творческой группой ответственность за ее судьбу.

Роднянский

Коммерческий триумф «Сталинграда» — в первую очередь заслуга Александра Роднянского, рискнувшего ввязаться в масштабный кинопроект с непредсказуемым результатом. Он сумел преодолеть предубеждения по отношению к режиссеру Федору Бондарчуку, которые не могли не возникнуть после прокатной катастрофы «Обитаемого острова». Александр Роднянский снова создал условия для того, чтобы Бондарчук сделал дорогое, технологически и организационно сложное кино. Они не стали придумывать ничего нового, а всего лишь вернулись к формуле успеха, отработанной в «9 роте»: патриотическая тема, масштабные батальные сцены, романтический сюжет «на краю гибели», в главных ролях — молодые и малоизвестные актеры, мощная промокампания на ТВ — Роднянский это умеет, и зритель потянулся в кинотеатры. Ожидания оправдались — обвала после первого уикенда не произошло. В результате на счету дуэта Роднянский—Бондарчук спустя восемь лет после выхода «9 роты» еще один кассовый рекорд: «Сталинград» собрал свыше полутора миллиардов рублей. Впрочем, даже эта внушительная сумма не позволила Роднянскому окупить производственные затраты, что лишний раз говорит о специфике отечественного кинорынка — проекты стоимостью в 30–40 млн долларов для него слишком финансово громоздкие.

Роднянский еще может надеяться на зарубежный прокат: фильм уже собрал 15 млн долларов в Китае, где вышел беспрецедентным для фильма российского производства тиражом в 7 тыс. копий, еще предстоят европейские и американские показы. Но это не вынужденные меры, а часть глобальной стратегии, о которой Роднянский неоднократно говорил в своих интервью: ему тесно на отечественном рынке, его не слишком интересует локальный успех. В его планах — создание международной кинокомпании. Поэтому Роднянский так активно заявляет о себе в Голливуде. За последние два года он успел поработать с Билли Бобом Торнтоном над проектом «Машина Джейн Мэнсфилд» (который, увы, уже успел провалиться в прокате), с Ди Джеем Карузо сделал «Козий остров», с Рене Харлином — «Перевал Дятлова», с Робертом Родригесом — вторую часть «Мачете», в планах — работа с ним же над «Городом грехов-2». Кроме того, Роднянский принимал у

У партнеров

    Реклама