Выездной туризм проигнорировал экономику

Русский бизнес
Москва, 27.01.2014
«Эксперт» №5 (884)
Туристический рынок России демонстрирует феноменальный рост, несмотря на отрицательную динамику общей макроэкономической конъюнктуры

Фото: Алексей Андреев

Большинство системных экономических индикаторов, в том числе ВВП, индекс промышленного производства, уровень безработицы и реально располагаемые доходы населения, в прошлом году находились в отрицательной зоне. Следуя логике экономической теории и учитывая исторический опыт, туристическая отрасль должна среагировать на это стагнацией, которая, как правило, проявляется с лагом в несколько месяцев и с небольшим понижающим коэффициентом. Однако спрос на путешествия не только не сокращается, но и растет совершенно нерыночными темпами: сводные данные Ростуризма, Погранслужбы, ФМС, Росстата и Ассоциации туроператоров России (АТОР) показывают по итогам 2013 года значительный рост выездного туризма как в количественном (на 24%), так и в денежном (на 18%) выражении. Из 54 принимающих российских туристов стран лишь две показали отрицательную динамику — Китай и Израиль. Рекордсменами же стали Финляндия и Греция, выросшие на 82 и 68% соответственно. По данным Всемирной туристской организации, по показателю расходов на выездной туризм Россия уступила лишь самому крупному выездному туристическому рынку — китайскому. Расходы китайцев на международные туристические поездки на 28% превысили показатель 2012 года и составили 102 млрд долларов, почти вдвое больше расходов россиян.

Вопреки законам

Высокая степень зависимости туризма от состояния экономики была замечена еще в 1930-е годы, в том числе автором теории длинных циклов Николаем Кондратьевым. Это подтверждают и наблюдения Всемирной туристской организации ООН в XX веке (см. таблицу).

Исследователи туризма в западных странах, признавая несомненную зависимость изменения спроса на туристическом рынке от общеэкономической конъюнктуры, тем не менее отмечают, что экономические кризисы оказывают на туриндустрию меньшее влияние, чем на большинство отраслей, ориентированных на производство товаров длительного пользования (например, автомобилестроение). Но при этом туристическая отрасль все же страдает значительно больше, чем рынки товаров первой необходимости (скажем, молока и хлеба). Относительная стойкость туризма обусловлена эластичностью спроса на туруслуги. В годы кризиса спрос перераспределяется от дорогостоящих видов туризма к более дешевым, предотвращая тем самым глубокую депрессию в отрасли. Кроме того, туризм из предмета роскоши превратился в рядовую потребность массового потребителя. В связи с этим глава Всемирной туристской организации ООН Талеб Рифани отметил: «Мировая туристическая индустрия сегодня переживает переломный момент. В большинстве стран происходит трансформация представлений людей о путешествиях, которые все больше воспринимаются как необходимый атрибут жизни. Этому способствуют также интенсивный рост скорости обращения информации, доступности транспортных услуг из-за конкурентного и технологического развития авиации. Поэтому выездной туризм в долгосрочной перспективе будет развиваться высокими темпами независимо от экономической и геополитической конъюнктуры».

Если мы присмотримся к зависимо

У партнеров

    «Эксперт»
    №5 (884) 27 января 2014
    Беспорядки на Украине
    Содержание:
    Доигрались

    Национальное строительство на Украине провалилось. Страна на грани гражданской войны

    Международный бизнес
    Потребление
    Реклама