Мобильные гаджеты: потребительский кризис?

Спецвыпуск
Москва, 24.02.2014
«Эксперт» №9 (888)
На рынке сотовых телефонов и смартфонов впервые заговорили о кризисе: продажи этих устройств в текущем году впервые могут пойти вниз

Мобильная революция вроде бы идет полным ходом: современный человек без сотового телефона в кармане — это уже аномалия, и даже во сне большинство стремится держать любимый смартфон поближе, выкладывая его на тумбочку у кровати.

Однако участники рынка сотовых телефонов и смартфонов впервые заговорили о том, что скоро им, возможно, придется затянуть пояса. «На рынке грядет потребительский кризис», — заявил недавно глава одного из крупнейших сотовых ритейлеров, компании “Евросеть”, Александр Малис. «Мы почти уверены, что прогноз на 2014 год скорее неблагоприятный для всего рынка, — конкретизировал он эту оценку в официальном информационном сообщении компании. — Этот год станет последним для многих региональных и локальных сетей. Оставшиеся игроки, которым удастся выйти за ноль, могут считать это большим успехом. Можно ли считать это новым потребительским кризисом? Да. Будет ли он болезненнее 2008 года — пока не ясно. Но то, что этот год станет санитарным для всей отрасли торговли, абсолютно очевидно».

«Евросеть» прогнозирует, что в текущем году объем рынка телефонов и смартфонов уменьшится до 38–39 млн в количественном выражении (то есть почти на 10% по сравнению с прошлым годом) и до 200–210 млрд рублей — в денежном (то есть на 5–10%). Это будет первое падение рынка, который до этого рос очень динамично (см. график 1).

Рынок насытился

В чем причина таких пессимистических прогнозов? Основной причиной в руководстве «Евросети» называют стремление потребителей сэкономить. «У людей стало меньше денег, мы видим это в цифрах рынка, а также анализируя потребительское поведение», — заявляет Александр Малис.

Да, в последнее время люди склонны меньше тратить на различные электронные устройства. Но одно лишь это обстоятельство вряд ли смогло опустить рынок. Более веская причина падения заключается в его насыщении. «Рост рынка телефонов и смартфонов фактически остановился, но это естественная и давно ожидаемая ситуация, — говорит Алексей Дорофеев, глава Samsung Mobile Russia. — Объясняется это тем, что рынок вошел в насыщение: фактически каждый россиянин уже имеет один-два телефона».

Впрочем, пока рано поддаваться панике. Есть на рынке мобильных гаджетов и позитивные тенденции. Ключевая из них — стремительный рост доли смартфонов: все больше людей предпочитают иметь в кармане «умное» мобильное устройство, а не простую «звонилку». По данным компании «Связной», в четвертом квартале 2013 года на российском рынке мобильных телефонов доля смартфонов в численном выражении впервые превысила долю обычных мобильных телефонов по объему продаж, а по итогам декабря составила уже около 60% (см. график 2).

«Хотя по итогам года в целом количественная доля проданных смартфонов в среднем чуть-чуть недотянула до половины и составила только 48 процентов, мало кто сомневается, что в нынешнем году продажи мобильных телефонов закончатся с серьезным перевесом в сторону смартфонов, — комментирует ситуацию Мария Заикина, руководитель пресс-службы группы компаний “Связной”. — По нашим о

У партнеров

    «Эксперт»
    №9 (888) 24 февраля 2014
    Дискуссия об экономическом росте
    Содержание:
    Бесплодная схоластика

    В вымышленном российскими экономистами-либералами мире нельзя решить реальные проблемы. Именно поэтому экономика втягивается в депрессию

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Политика
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама