Правая рука против левой

Русский бизнес
Москва, 03.03.2014
«Эксперт» №10 (889)

В Москве завершился тендер на поставку 832 новых вагонов для столичного метрополитена по контракту полного жизненного цикла. Сумма сделки составила 144 млрд рублей. Закупка вагонов будет финансироваться правительством Москвы в течение 15 лет равными платежами.

Сенсации не случилось, победил давно господствующий на рынке «Метровагонмаш». Но это не значит, что тендер получился скучным: там можно было наблюдать весьма занятное зрелище, как два подразделения одной и той же компании изображали конкурентную борьбу. Дело в том, что победителем тендера признаны «Метровагонмаш» и «Трансхолдинглизинг» в качестве его финансового партнера. Обе структуры аффилированы с крупной отечественной машиностроительной корпорацией «Трансмашхолдинг». Другим участником тендера был консорциум в составе петербургского Октябрьского электровагоноремонтного завода, лидирующего на российском рынке пассажирских железнодорожных вагонов Тверского вагоностроительного завода и «ФЛК-Трансмашлизинга». Все они также являются структурами Трансмашхолдинга.

Таким образом, получилось, что Трансмашхолдинг боролся сам с собой. Вызова со стороны лидеру пока никто не бросил, хотя многие отечественные и иностранные компании проявляли к тендеру интерес.

Напомним, что прошедший тендер — первый этап большой программы Московского метрополитена по закупке новой техники. Всего планируется приобрести свыше 3 тыс. новых вагонов. Все они должны быть поставлены по контрактам полного жизненного цикла, то есть с сервисными услугами на протяжении всего срока эксплуатации. В данном случае это 30 лет. Пилотный проект по обслуживанию 248 вагонов метро по контракту полного жизненного цикла на 30 лет был начат в январе этого года в депо «Новогиреево». Принципы этого контракта и стали основой конкурса.

Новый подвижной состав будет ездить на Серпуховско-Тимирязевской линии и на новых участках Калининско-Солнцевской линии, которые готовятся к сдаче в эксплуатацию.

Планы крупных закупок были объявлены Московским метрополитеном еще в 2012 году и вызвали большой интерес у производителей, в том числе иностранных. О желании выйти на российский рынок вагонов метро объявил немецкий концерн Siemens. Буквально месяц назад немцы даже договорились с «Русскими машинами» о создании в России совместного предприятия по выпуску вагонов метро и пообещали вложить в свое детище 160 млн евро. В числе интересующихся этим рынком назывались также группа «Синара» совместно с испанским машиностроительным концерном CAF и Уралвагонзавод вместе с канадской Bombardier. Но в тендере они участия не приняли. Вероятно, это связано с жесткими сроками поставок. Новичкам еще нужно будет разворачивать в России свои производственные мощности. А условия тендера требуют поставить уже в 2014 году 88 головных и 264 промежуточных вагона, то есть 44 состава. В том числе 11 составов должны прийти уже в первом квартале.

Впрочем, впереди еще тендер с более поздними сроками поставок. Он должен будет пройти через месяц. И поскольку конкуренты Трансмашхолдинга ин

У партнеров

    «Эксперт»
    №10 (889) 3 марта 2014
    Украинский кризис
    Содержание:
    А была ли страна?

    Украина вышла из состояния исторического сна, однако пробуждение это имеет все шансы закончиться очень нехорошо. Фашистская диктатура, гражданская война или распад на несколько частей — вот наиболее вероятные сценарии развития событий

    Русский бизнес
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама