Пассажиры ждут улетных цен

Русский бизнес
Москва, 10.03.2014
«Эксперт» №11 (890)
Сложившаяся в России система авиаперевозок не позволяет работать на рынке низкобюджетным авиакомпаниям. Сегодня предпринимаются новые попытки создать условия для их развития

Фото: Алексей Андреев

На отечественном авиационном рынке вновь делаются попытки организовать низкобюджетные авиаперевозки. Так, с января «Трансаэро» по ряду направлений продает дисконт-билеты, цены на которые ниже рыночных на 15–20%. А «Аэрофлот» готовится вывести на рынок свою дочернюю низкобюджетную авиакомпанию «Добролет»: ее билеты будут дешевле обычных почти на 40%.

Дополнительную экономию компаниям и резерв для снижения тарифов даст и новый бюджетный аэропорт Ермолино в Калужской области. Недавно было объявлено о выделении государством первого транша инвестиций и начале строительства на базе бывшего военного аэродрома. Завершится оно к 2017 году. Одним из инициаторов проекта выступает авиакомпания Utair. Стоимость аэропортового обслуживания в Ермолино, говорят в компании, будет на 25% ниже, чем в действующих столичных аэропортах (в среднем эти расходы в России составляют 30% в себестоимости авиаперелетов).

Кроме того, в ближайшие месяцы будет скорректировано авиационное законодательство: авиаперевозчики смогут сэкономить на сопутствующих услугах пассажирам. Таким образом, создаются предпосылки для развития в России низкобюджетных авиакомпаний, уже завоевавших огромную популярность во всем мире. Скромный уровень сервиса и комфорта для пассажиров лоукостеры с лихвой компенсируют низкими ценами, которые не в состоянии предложить классические авиакомпании.

Ценовой перекос

Уже несколько десятилетий в России сохраняется стабильный спрос на авиаперевозки лишь на международных рейсах. В прошлом году, по данным Росавиации, за пределы страны российские авиакомпании перевезли 45,3 млн пассажиров. Еще около 20 млн человек на международных рейсах перевезли иностранные авиакомпании, работающие в России.

Популярностью внутри страны пользуются лишь перелеты из регионов в три международных аэропорта Московского авиационного узла (Внуково, Домодедово и Шереметьево) и питерский Пулково, из которых значительная часть пассажиров улетает за рубеж. Если из совокупного показателя объема внутренних авиаперевозок, который в 2013 году составил 39,2 млн человек, исключить транзитные перевозки до столичных аэропортов, можно оценить реальный объем регионального авиасообщения в 8,5 млн человек.

Низкий спрос во многом обусловлен сложившимся на рынке неприемлемым уровнем цен. В среднем перелет «туда и обратно» внутри страны, по данным на август прошлого года, стоил 21,3 тыс. рублей. По оценке аналитиков ВЭБа, это 73% ежемесячного заработка россиянина. В то время как, например, в США стоимость билетов не превышает 5–10% зарплаты.

При этом цены на внутренние рейсы повышаются заметнее, чем на международные. Так, согласно исследованию агентства Biletix, за три года билеты на трех самых популярных внутренних направлениях (Москва—Калининград, Москва—Санкт-Петербург и Москва—Сочи) подорожали на 62%. За тот же период цены на зарубежные (включая ближнее зарубежье) перевозки по трем лидирующим направлениям (Москва—Киев, Москва—Париж и Москва—Симферополь) снизились на 18%.

В Федеральной антимонопольной сл

У партнеров

    «Эксперт»
    №11 (890) 10 марта 2014
    Украинский кризис
    Содержание:
    Разное
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    Реклама