С 1 сентября 2013 года начал функционировать мегарегулятор российского финансового рынка на базе Банка России. Теперь надзор ЦБ распространяется еще и на управляющие, страховые и инвестиционные компании, а также на негосударственные пенсионные фонды и микрофинансовые организации. При этом такие крупные сегменты финансового рынка, как факторинг и лизинг, по-прежнему останутся без регулятора.
Подотчетные ЦБ участники финансового рынка существенно различаются как по специфике бизнеса, так и по уровню ключевых финансовых показателей. Например, средний уровень достаточности капитала на страховом рынке значительно превосходит аналогичный показатель на других рынках и находится на уровне 30%*, тогда как на банковском рынке он составляет 13,4%, на пенсионном — 5,7%, на рынке доверительного управления (если взять отношение капитала к объему активов под управлением) — 1%.
Кроме того, в результате несогласованного надзора на схожих рынках возникал регулятивный арбитраж, наиболее ярко проявляющийся в зарегулированности банковского сегмента потребительского кредитования и низких требованиях к МФО при работе на схожих рынках. «Ужесточение норм регулирования, в частности повышенные требования к резервированию, мотивированы в первую очередь стремлением охладить рынок потребительского кредитования, что, с одной стороны, в целом повышает устойчивость системы, а с другой — усложняет процесс “доставки” денег от вкладчиков к заемщикам. Банки стали меньше выдавать потребительских кредитов и, соответственно, в меньших объемах привлекают депозиты частных клиентов», — уверен член совета директоров и управляющий директор банка «Траст» Григорий Варцибасов.
За основу системы регулирования финансового рынка Банк России может использовать успешный опыт рискориентированного надзора, реализуемого в банковском секторе. При этом развитие банковского регулирования подразумевает постепенный переход к пруденциальному надзору, что говорит о введении пруденциальных норм для всего финансового рынка. В первую очередь можно ожидать создания ряда нормативных показателей, аналогичных банковским, ключевым из которых будет показатель достаточности капитала. Помимо требований к капиталу регулятору необходимо развивать практику контроля качества активов участников финансового рынка и соблюдения инвестиционных ограничений.
Разработка системы пруденциальных норм должна отталкиваться от специфики каждого рынка. Простой перенос Банком России банковских нормативов и стандартов на остальных участников финансового рынка чреват пробелами учета специфических отраслевых рисков и уходом с рынка большого числа участников. Так, требования регулятора, в особенности требования к достаточности капитала, должны учитывать особенности деятельности компании. «Собственные средства управляющих компаний — это не основной показатель их устойчивости. По сути, это “входной билет” в бизнес. Ничего больше этот норматив не показывает», — уверен президент Национальной лиги управляющих Дмитрий Алекса
Читать материалы в полном объеме могут только те, кто оформил платную подписку на ONLINE-версию журнала.
Все признаки начала экономического кризиса налицо: сворачивание частных инвестиций, снижение потребительской активности, окукливание банков, бегство капитала и все менее управляемая девальвация. Для контроля над ситуацией, возможно, понадобятся нерыночные меры