Жадность — двигатель законотворчества

17 марта 2014, 00:00

Правила лесопользования в нашей стране могут радикально измениться. В Совете Федерации подготовили законопроект, позволяющий предприятиям вырубать деревья не по возрасту, а по диаметру ствола. При этом лесозаготовителей могут обязать заниматься искусственным восстановлением леса, то есть сажать деревья.

Инициаторы законопроекта полагают, что благодаря новым правилам объемы лесозаготовки увеличатся на 20–50%, а затраты на заготовку и вывоз из леса древесины сократятся на 10–30%. В результате государство ежегодно будет получать порядка 6 млрд рублей дополнительных налоговых поступлений. И самое главное, все это не потребует никаких инвестиций в строительство лесных дорог.

Напомним, что предложения «поправить» лесное законодательство с момента принятия в 2006 году Лесного кодекса звучат не впервые. Еще в 2008 году Союз лесопромышленников Ленинградской области обратился в Рослесхоз с предложением изменить правила лесопользования по образцу финских, то есть смягчить возрастные ограничения по вырубке леса. Если сейчас у нас можно вырубать деревья хвойных пород не моложе 100 лет, то, например, в Финляндии этот возраст ограничен 60 годами. Но тогда это предложение не прошло. И вот теперь российское лесное лобби решило повторить попытку. Существующие правила наши лесопромышленники считают чрезмерно жесткими.

На этот раз, как и шесть лет назад, стимулом к законотворческой активности стали проблемы с лесозаготовками. Несмотря на огромные лесные ресурсы России, объемы лесозаготовок уже давно колеблются в пределах 190–200 млн кубометров (см. график).

Обеспеченность сырьем стала серьезной проблемой для многих предприятий лесного комплекса, включая даже гигантов целлюлозно-бумажной промышленности. Более того, эта проблема не может быть решена из-за крайне низкой интенсивности лесопользования. Так, в Ленинградской области вырубается лишь 70% назначенных для рубки лесов, в Карелии, Архангельской и Вологодской областях — менее 50%, в Коми — около 20%, в Сибири и того меньше. А все дело в низкой обеспеченности лесной инфраструктурой. По данным Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования, в России на 1 га лесных угодий приходится 1,5 км лесных дорог, из них твердое покрытие имеют 0,05%. А тот же показатель для Норвегии составляет 9 км/га, для Швеции — 11 км/га, для соседней Финляндии и вовсе 90 км/га. Но строить дороги никто не хочет. Равно как и заниматься восстановлением леса. Если в Финляндии на искусственно восстановленные леса приходится 80% лесных угодий, то в России только 20%.

Новый законопроект не решает проблемы с лесной инфраструктурой, но, возможно, хотя бы простимулирует восстановление леса.