Удержаться на высоте

Спецвыпуск
Москва, 07.04.2014
За счет мощного роста авиасегмента (+69%) рынок лизинга в 2013 году избежал сильного падения, но в 2014-м авиализинг покажет снижение, в лучшем случае небольшое (–10%). Органический рост для лизингодателей еще возможен в легковом и грузовом транспорте, в большинстве других сегментов будет стоять выбор между стагнацией и сделками M&A

Второй год подряд темпы прироста сделок на рынке лизинга близки к нулю (см. таблицу 1). В 2013 году номинальный объем нового бизнеса изменился незначительно (–1,5%), но с учетом инфляции можно говорить уже о заметном сокращении рынка в реальном выражении.

Несмотря на сокращение объема сделок в железнодорожном сегменте за последние два года (–17,6% в 2013 году, –13,8% в 2012-м), лизинг избежал сильного падения. Если в 2012 году рынок поддержал «ВЭБ-лизинг» за счет ряда крупных сделок, то в 2013-м фактором поддержки стал рекордный за последние семь лет объем сделок в сегменте авиатехники. Отметим, что объем рынка, очищенный от сегментов железнодорожной и авиатехники, за прошлый год кардинально не изменился (см. график 1).

Согласно показателю стоимости предметов лизинга по новым заключенным сделкам без НДС (этот показатель характеризует новый бизнес в трактовке европейской лизинговой федерации Leaseurope, см. «Новый бизнес по версии Leaseurope»), рынок продолжил слабо расти (+1,7%). Это может означать, что в 2013 году сокращался размер финансовой надбавки по лизингу — снижались средний срок сделки, стоимость заемных ресурсов, маржа лизинговых компаний. В то же время столь медленный темп прироста сигнализирует о стагнации рынка, поскольку темпы роста стоимости имущества, переданного в лизинг, ниже уровня инфляции.

Ротация лидеров

В первой тройке участников рынка по объему новых сделок в 2013 году произошли изменения: «Сбербанк Лизинг» и «ТрансФин-М» улучшили свои позиции, поднявшись на второе и третье места соответственно (см. таблицу 2). «ВЭБ-лизинг», несмотря на заметное сокращение нового бизнеса (–29,5% за 2013 год), сохранил лидирующую позицию. В сумме на эти три компании пришлось около 35% новых сделок (годом ранее около 37%, а в 2011-м — 43%). Концентрация новых сделок на десяти крупнейших компаниях выросла незначительно, составив около 65% по итогам 2013 года против 63% в 2012-м.

Ренкинг лизингодателей, построенный в соответствии с показателем стоимости имущества по новым сделкам, имеет некоторые отличия от ренкинга по сумме лизинговых договоров. Так, среди топ-10 компаний по показателю стоимости имущества «ВТБ Лизинг» занимает третью строку ренкинга, а «ТрансФин-М», напротив, находится строкой ниже, занимая четвертое место. Более высокая позиция «ТрансФин-М» в ренкинге по объему договоров лизинга объясняется тем, что у компании немало сделок с длительными сроками лизинга, что существенно увеличивает объем платежей. Подобная ситуация — более высокие позиции компаний с «длинными» договорами по дорогостоящему имуществу — характерна для всех участников рынка.

Доминирующие позиции государственных компаний в сегментах, затрагивающих транспортную систему страны, являются одной из особенностей современного российского рынка лизинга. Однако в общем объеме новых сделок доля госкомпаний продолжает снижаться (42,4% в 2013 году, 47,2% в 2012-м, 52% — в 2011-м).

Сегментом-лидером по-прежнему остается железнодорожная техника — 34,6% объема новых сделок в 2

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (894) 7 апреля 2014
    Рублевая зона
    Содержание:
    Это все мое, родное

    Инициатива банка «Россия» отказаться от операций в иностранной валюте и от любых сношений с нерезидентами может быть осуществлена без больших потерь для банка и его клиентов. Однако если кампания за финансовый патриотизм будет шириться, издержки наших «антисанкций» могут превысить ущерб от исходных санкций США

    Международный бизнес
    Потребление
    Реклама