Что такое местное самоуправление

Специальный доклад
Москва, 14.04.2014
«Эксперт» №16 (895)

«С чего начинается Родина?» — «С заветной скамьи у ворот», — отвечает большинство россиян. Согласно недавнему исследованию ВЦИОМ, 64% жителей страны ассоциируют слово «родина» с «местом, где родился и вырос», еще 23% — с «территорией, где я живу». И это очень позитивный тренд, отмечают специалисты: после десятилетий коллективной ставки на страновые мегапроекты (ГОЭЛРО, БАМ, космос, гонка вооружений) россияне почувствовали особую кровную связь с малой родиной, с локальной общественной территорией — двором, районом, городом. И главное, именно сейчас (возможно, впервые в истории) получили реальные механизмы управления крохотным, но самым близким кусочком родины.

Мы выбираем президента, парламент, губернаторов — это органы и субъекты государственной власти, призванные осуществлять комплексное развитие территорий страны. Мы выбираем муниципальных депутатов, глав сельских и городских поселений — это местное самоуправление (МСУ), главной задачей которого является развитие локальной территории в интересах местных жителей. Де-юре это две независимые друг от друга системы управления — и политически, и юридически, и экономически. По факту МСУ оказывается довольно криво вписанным в единую управленческую вертикаль, что порождает сотни правовых коллизий и конфликтов, а главное, приводит к тому, что проблемы локальных территорий решаются крайне медленно и запросы населения часто не исполняются.

Степень влияния и эффективности органов МСУ во многом зависит от подшефной территории (см. схему). Так, жители Москвы и Санкт-Петербурга практически незнакомы с этим институтом. Ввиду особого правового статуса двух столиц реальное городское управление осуществляют назначаемые сверху чиновники — префекты и главы управ, а МСУ обладает минимальными полномочиями. В остальных больших городах избираемые думы и главы администраций получают всю полноту власти, но слишком зависят от интересов местных элит и региональной политической конъюнктуры. И потому часто отрываются от избирателей и не осознают реальных нужд населения районов, кварталов, дворов. На большей же части территории страны (в малых городах, поселках, селах, деревнях) органы местного самоуправления — безальтернативная опора и надежда. Если твоя жизнь зависит от вовремя подвезенных продуктов питания, ремонта колонки с водой, расчищенной дороги, у тебя просто нет времени ждать помощи губернатора или столичной делегации. Полномочия у поселений и районов небольшие, налоговые отчисления и региональные трансферты небогатые, но именно муниципальные чиновники определяют качество жизни в провинции.

Российская система МСУ серьезно зависит от индивидуальных качеств местных управленцев: их амбиций, договороспособности, адекватности, инициативы. В то же время кадровый голод на этом уровне сегодня особенно ощутим. Уходят на пенсию последние представители советской школы. Для начинающих муниципалов стимулов немного. Органы МСУ уже власть, но еще не большая политика. Лишь в крупных городах этот институт используют как карьерный тра

У партнеров

    «Эксперт»
    №16 (895) 14 апреля 2014
    Украинский кризис
    Содержание:
    Хватит ультиматумов

    Киевский режим вынужденно отказался от попыток силовым образом подавить протесты на востоке и юге Украины. Теперь то, насколько успешным будет процесс политического урегулирования, зависит не только от искренности временного правительства в диалоге с регионами, но прежде всего от готовности ведущих стран Запада выработать совместно с Россией план экономической реанимации Украины

    Коротко
    Потребление
    Индикаторы
    На улице Правды
    Реклама