Двести лет американской науки

Книги
Москва, 14.04.2014
«Эксперт» №16 (895)
Организация науки в США стала результатом не детально продуманного плана, а сложного процесса публичного согласования различных интересов, политических установок и представлений

Поскольку американская наука по факту лидер мировой науки, лидер по масштабам решаемых задач и количеству ученых, лидер по затратам, наконец, лидер по достижениям, то любая книга об истории ее становления и формах организации вызывает интерес. Тем более написанная ведущими американскими специалистами по истории науки в США.

Данная книга — это сборник больших и подробных очерков о разных сторонах процесса становления американской научной и образовательной систем и о ее героях. Главное, что становится ясно после прочтения книги и что не всегда понимают в России: формы научной организации в США есть результат не некоего детально продуманного выдающимися умами плана, а сложного процесса публичного согласования различных интересов, политических установок и представлений. Хотя, конечно, выдающиеся умы тоже принимали в этом участие. Как замечает один из авторов, «часто упоминаемые преимущества американской системы — потенциал роста, организованная подготовка к исследовательской работе, предпринимательский дух — возникли не потому, что были мудро запланированы, а как раз потому, что запланированы не были». Многое рождалось, как замечают авторы статей, в результате импровизации, из-за чего американский способ подготовки аспирантов и ученых, способ организации науки приобрел черты, сильно отличающие его от аналогичных систем других стран. Хотя, как выясняется, американская система имеет те же корни, что и российская, — немецкие, только менялась значительно быстрее и радикальнее. Эндрю Уайт, первый президент Корнеллского университета, в конце XIX века сказал: «На Германию в Соединенных Штатах смотрели как на второе отечество», имея в виду именно немецкие университеты.

Сравнивая американское и российское образование, надо обратить внимание на то, что организация высшего образования, как и школьного, в США не носит унитарного характера и определялась особенностями каждого штата. Никаких министерств образования на федеральном уровне в Штатах не было. Не было единых программ и стандартов обучения. Каждый вуз сам формировал их. Иногда это приводило к появлению в некоторых университетах и колледжах фабрик липовых дипломов и ученых степеней. Впрочем, этот факт отражает еще и общественную востребованность науки, отношение к научным званиям как к социальной ценности. Как замечает автор одной из статей, «дутая реклама — это главный ключ к пониманию сущности социальных изменений». Но фальсификации не были предметом рассмотрения в правительстве или в прокуратуре, а просто приводили к репутационным потерям, которые рано или поздно сказывались на рейтинге университета и подрыве его рыночных позиций.

В начале ХХ века в университетской и научной среде развернулась дискуссия, которая сейчас воспроизводится в России. Надо ли совмещать науку и образование или науке место в специализированных институтах? Сторонники отделения науки от образования считали, что университеты нужны для учебы, а аспирантура должна готовить преподавателей университетов, чем она и занималась в большин

У партнеров

    «Эксперт»
    №16 (895) 14 апреля 2014
    Украинский кризис
    Содержание:
    Хватит ультиматумов

    Киевский режим вынужденно отказался от попыток силовым образом подавить протесты на востоке и юге Украины. Теперь то, насколько успешным будет процесс политического урегулирования, зависит не только от искренности временного правительства в диалоге с регионами, но прежде всего от готовности ведущих стран Запада выработать совместно с Россией план экономической реанимации Украины

    Коротко
    Потребление
    Индикаторы
    На улице Правды
    Реклама