Угасание масс

Алексей Беленький
14 апреля 2014, 00:00
Жан Бодрийяр, Карл Ясперс. Призрак толпы

Неясно, зачем издатели объединили в одну книгу труды двух отцов популярнейших направлений современной философии — экзистенциализма и постмодернизма. Вероятно, для воспитания пущей неприязни к современному обществу. Ведь если до сего момента вам не был противен социум образца XX–XXI веков, то после прочтения книги вы рискуете испытать к нему неприязнь, граничащую с отвращением.

В 1931 году увидела свет работа Карла Ясперса «Духовная ситуация времени», где анализировалось общество, каким оно стало в ХХ веке. Технический прогресс, избыточный прагматизм и повсеместная рационализация бытия сыграли с ним злую шутку. Порвав с традицией, потеряв принцип подобия Богу, человек нашел себя в подобии машин и механизмов, которые должны были ему служить. И стал всего лишь функцией огромного механизма человеческой массы. Личность человека заменилась деловитостью, сознание и ответственность отданы на откуп безликому замятинскому «мы».

В свою очередь Жан Бодрийяр представил мировосприятие современного общества как черную дыру, которая втягивает в себя все смыслы, знаки, методы анализа, представляя в ответ симуляцию реальности. И эта огромная масса не имеет ни объекта, ни субъекта. Ее желание — потребление без всякого смысла и пользы. Люди, бывшие когда-то статистами в театре политики, стали ее зрителями, переводя политическое в образ повседневной жизни, а не исторического контекста. И теперь общество получает наслаждение не от смысла, а от его нейтрализации. Бодрийяр констатирует смерть социального, как только оно стало потребительской собственностью. А современное бытие стало пространством симуляции, гиперреальности, где произошло смешение действительного и несуществующего. К чести философа будет сказано, что, будучи пророком постмодерна, сам он вопреки расхожему мнению симпатий к нему совершенно не питал.

Жан Бодрийяр, Карл Ясперс. Призрак толпы. — М.: Алгоритм, 2014. — 304 с. Тираж 1500 экз.