«Ё-мобиль» и «Маруся» сошли с дистанции

Повестка дня
Москва, 14.04.2014
«Эксперт» №16 (895)

Фото: Алексей Грамматчиков

Самые амбициозные и оригинальные проекты российского автопрома новейшей истории «Ё-мобиль» и «Маруся» закрыты.

Технологическая документация проекта «Ё-авто» Михаила Прохорова продана за символический 1 евро государству — Центральному научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ). Проект, стартовавший в 2010 году, предполагал создание доступного «народного автомобиля» с оригинальной гибридной конструкцией (суперконденсаторы и роторно-лопастной двигатель) от российских инженеров-самородков. Сперва начать выпуск «Ё-мобиля» планировалось весной 2012 года, но потом сроки несколько раз переносили. Для производства машины в промзоне «Марьино» под Санкт-Петербургом были возведены корпуса завода, а летом прошлого года публике представили несколько действующих предсерийных образцов. На тот момент сообщалось о вложенных 100 млн евро, а всего на реализацию проекта планировалось потратить 450 млн евро. Однако на прошлой неделе группа «Онэксим» Михаила Прохорова объявила о закрытии проекта из-за падения российского автомобильного рынка и девальвации рубля, влекущей за собой удорожание импортного производственного оборудования. Группа «Онэксим» оставила за собой право на бренд «Ё».

Михаил Прохоров утверждает, что «один западный концерн и китайский производитель» предлагали ему купить технологии «Ё-мобиля» за 350 млн долларов, однако он решил оставить их в России. Представители НАМИ, в свою очередь, заявили, что могут использовать некоторые из переданных им разработок в ряде государственных проектов. В частности, речь идет об использовании технологий гибридной трансмиссии и композитных материалов кузова.

Запущенный в 2007 году проект «Маруся» шоумена Николая Фоменко и предпринимателя Ефима Островского также закрывается: по неофициальной информации, Marussia Motors распродает свои активы и увольняет сотрудников. Компания целилась в нишу элитных спорткаров, даже дошла до выпуска штучных опытных образцов и открыла салоны в Москве и Монако. Но серийные автомобили стоимостью от 100 тыс. евро так и не были произведены.

Ясно, что создатели обоих проектов переоценили свои силы: им не хватило ни компетенций, ни финансовых ресурсов создать с нуля действующее автомобильное производство. А дело это весьма затратное: у имеющих солидную историю автомобильных концернов разработка только одной технологической платформы для новых моделей оценивается в 1–1,5 млрд долларов.           

У партнеров

    «Эксперт»
    №16 (895) 14 апреля 2014
    Украинский кризис
    Содержание:
    Хватит ультиматумов

    Киевский режим вынужденно отказался от попыток силовым образом подавить протесты на востоке и юге Украины. Теперь то, насколько успешным будет процесс политического урегулирования, зависит не только от искренности временного правительства в диалоге с регионами, но прежде всего от готовности ведущих стран Запада выработать совместно с Россией план экономической реанимации Украины

    Коротко
    Потребление
    Индикаторы
    На улице Правды
    Реклама