Деловая конъюнктура

21 апреля 2014, 00:00

Промышленность избежала спада благодаря обработке; Потребительская уверенность в умеренном минусе

По оценке Минэкономразвития, слабый экономический рост в первом квартале года сменился спадом — реальный ВВП по отношению к октябрю—декабрю 2013 года сократился на 0,5% (после сезонной коррекции). В формате «по отношению к соответствующему кварталу предыдущего года» рост еще сохраняется и составляет 0,8%. А вот вложения в основной капитал уменьшились и в годовой оценке — на 4,8%. Вдобавок сократились реальные доходы населения — на 2,4%.

Как подсчитал Росстат, промышленное производство по итогам квартала увеличилось на 1,1% к январю—марту прошлого года, что, впрочем, не является заслугой именно первой четверти текущего года. Результаты начала прошлого года были слабыми, затем промышленный выпуск восстановился и к концу 2013-го даже немного вырос. Так что за годовым приростом стоит просто сохранение промышленного выпуска примерно на уровне предыдущего квартала с поправкой на сезонные и календарные различия.

Рост промышленного производства несколько приглушил погодный фактор — из-за превышавшей климатическую норму температуры на протяжении пяти месяцев (с ноября по март) выработка электроэнергии и тепла была на 4–5% ниже обычной для этого времени. Снизилась добыча угля и газа, что вызвало легкий спад в добывающем секторе в целом. А вот продукция обрабатывающих производств продолжала расти.

«Каркас» российской обрабатывающей промышленности (около 36% выпуска по добавленной стоимости) составляет производство продовольствия, напитков и нефтепродуктов, и пока россияне будут сохранять желание ездить, есть и пить (а это последнее, от чего они откажутся), обрабатывающие производства сохранят стабильные драйверы роста. В последние месяцы к этому добавился рост выпуска в других потребительских секторах — текстильно-швейной и кожевенно-обувной промышленности. Связано это с ослаблением рубля и дальнейшими девальвационными ожиданиями либо просто с выходом соответствующей продукции из тени, сказать сложно.

В производствах промежуточной продукции динамика была разнонаправленной. Продолжающийся рост химического производства сочетался с отсутствием динамики в металлургии, выпуске стройматериалов и резино-пластмассовых изделий. Спад в деревообработке сопровождался ростом (после предшествовавшего длительного спада) в производстве целлюлозы, картона и бумаги, что, возможно, просто является артефактом статучета. В целом сектор промежуточной продукции сохраняет рост выпуска, главным образом благодаря некоторому ускорению в крупнейшей его подотрасли — нефтепереработке.

Устойчивое падение выпуска продолжалось в секторе, производящем инвестиционную продукцию и потребительские товары длительного пользования, что неудивительно, учитывая идущее уже второй год подряд сжатие инвестиций в экономику России и определенное насыщение рынков потребительских товаров длительного пользования. Выпуск легковых автомобилей в формате «квартал к кварталу прошлого года» снизился на 3,9% к январю—марту прошлого года; правда, в марте, подогреваемый спросом, он вырос на 4% против прошлогоднего. Выпуск грузовиков сократился к прошлогоднему показателю на четверть. Однако из-за того, что суммарный вес машиностроительных производств в выпуске промышленной продукции примерно такой же, как в пищепроме или нефтепереработке по отдельности, значительное падение выпуска в них не переломило общей тенденции роста выпуска в обрабатывающих производствах.

Нет нужды напоминать, что будущее промышленного роста остается неясным как из-за возможного углубления инвестиционного спада, так и из-за неопределенности с экспортным спросом во второй половине года, в частности на нефть и нефтепродукты.

Индекс потребительской уверенности (ИПУ) Росстата в первом квартале 2014 года по сравнению с четвертым кварталом 2013-го не изменился и составил –11%.

При стабильности индекса потребительской уверенности отмечался рост индекса произошедших изменений в личном материальном положении и снижение индексов ожидаемых изменений в экономике России и личном материальном положении, а также индекса благоприятности условий для крупных покупок.

На фоне других стран Европы градус оптимизма российских потребителей кажется вполне удовлетворительным. За исключением стран Северной Европы, мало где домохозяйства могут похвастать большим ИПУ, чем россияне. Из ведущих стран G7 в Италии и Франции потребительские настроения сейчас существенно хуже, чем в России, в Великобритании и Германии — несколько лучше.