Малый бизнес поиграет в монополию

21 апреля 2014, 00:00
Фото: РИА Новости
Нет ничего страшного, если малому предприятию дать разбогатеть, пусть даже за счет высоких цен

Минэкономразвития разослало в заинтересованные ведомства предложения об изменениях в закон «О защите конкуренции». В отличие от увесистого так называемого четвертого антимонопольного пакета, за который уже больше года бьется Федеральная антимонопольная служба (ФАС), предложения МЭР умещаются на одном листе.

«Изменения направлены на снижение антимонопольных рисков и количества возбуждаемых дел, повышение привлекательности ведения малого бизнеса и снятие ограничений по использованию деловых практик, в итоге — на повышение прибыльности деятельности малого бизнеса и стимулирование его развития. Кроме того, изменения позволят малым предприятиям законно действовать совместно (заключать соглашения), вырабатывая и проводя политику в отношении крупных участников рынка», — говорится в справке Минэкономразвития.

Ведомство предлагает оградить предприятия малого бизнеса от распространения на него части положений основных антимонопольных статей — ст. 10 (злоупотребление доминирующим положением) и ст. 11 (картели и сговоры), а также ст. 11 (согласованные действия). В частности, по мнению МЭР, малые предприятия не следует привлекать к ответственности за установление и поддержание монопольно высокой (низкой) цены товара, за изъятие товара из обращения, приведшее к повышению цены, необоснованное сокращение или прекращение производства товара, установление разных цен на один товар.

В пояснительной записке приводится пример того, как индивидуальный предприниматель Стеклянников был признан занимающим доминирующее положение на рынке услуг по ветеринарно-санитарной обработке транспортных средств и контейнеров по первой категории в городе Магадане. Его оштрафовали за монопольно высокие цены, в то время как его чистая прибыль за месяц составила всего 14 тыс. рублей. Приводится и ряд других примеров того, что ФАС явно разменивается по мелочам.

Ведомство также предлагает разрешить малым предприятиям делить между собой товарные рынки по территориальному принципу, объему продаж, ассортименту и т. д. (сейчас это считается картельным сговором). Они вправе, по мнению МЭР, отказывать в заключении договоров поставки кому угодно. И главное предложение: картельным сговором действия малых предприятий можно считать только в том случае, если они причинили вред. Эта новелла подкрепляется примером наложения штрафа на двух индивидуальных предпринимателей из Новочебоксарска за согласованные действия в форме «единовременного поднятия цен» на рынке сахара. Их цены различались минимум на 80 копеек, в то время как товар биржевой, а значит, единовременное повышение цен не было виной предпринимателей.

При этом в пояснении МЭР к его инициативе указывается: есть риск, что на начальном этапе возможен негативный эффект на территориально небольших (например, муниципальных) или удаленных рынках небольшого объема. Например, рост цены товара. «С учетом низких порогов входа повышение привлекательности (прибыльности) отдельного рынка привлечет новых участников рынка, что увеличит конкуренцию и будет способствовать нивелированию возможных краткосрочных негативных эффектов (например, снижать цену)», — говорится в пояснении МЭР. К тому же «при слишком резком росте прибыльности субъект выйдет из категории малого бизнеса по обороту и в полной мере подпадет под действие закона “О защите конкуренции”». На самом деле это смелая для России идея, но она давно бытует среди экономистов: нет ничего страшного, если малому предприятию дать разбогатеть, пусть даже за счет высоких цен.

«Мы считаем, что главное — это поддержка конкуренции. С нашей точки зрения, ФАС перегружена большим количеством дел, процессов, которые ведет в самых разных отраслях экономики, — говорил еще в начале года министр экономического развития Алексей Улюкаев. — И мы считали бы правильным освободить ее от такого рода активного участия в делах малого и среднего бизнеса».

Появление новой законодательной инициативы МЭР (пока на стадии изучения мнений других министерств и ведомств) может говорить об обострении конкуренции с ФАС за полномочия регулировать рынки. Это особенно знаменательно сейчас, когда правительство по непонятным причинам отложило очередное рассмотрение законопроекта, за который ФАС борется уже более года. Поначалу ведомство планировало существенно расширить свои функции в отношении как малого, так и крупного бизнеса. Предприниматели же считают, что некоторые положения антимонопольного пакета от ФАС добьют малый бизнес. В частности, ФАС не желает отказываться от регулирования торговли товарами, созданными на основе оригинальных инновационных разработок. (Речь идет об изобретениях, которые по определению уже считаются монопольными, но без накрутки цены не окупят себя никогда.)