Легпром: трудная дорога к потребителю

Повестка дня
Москва, 28.04.2014
«Эксперт» №18-19 (897)

Фото: РИА Новости

«Пора перестать думать, что легкая промышленность — это только трусы, носки и обувь. Эта отрасль обладает большим инновационным потенциалом. Нам нужно двигаться в сторону создания высокотехнологических тканей, технического текстиля, химических волокон» — идея нового позиционирования отечественного легпрома была обнародована на совместном отраслевом Легпромфоруме, проведенном на прошлой неделе Российским союзом предпринимателей текстильной и легкой промышленности (Союзлегпром) и Министерством промышленности и торговли РФ. Организаторы намерены сделать новую площадку ключевой для обсуждения основных проблем в отрасли.

Сегодня легкая промышленность — самый крупный непродовольственный розничный рынок в нашей стране. По данным Минпромторга, объем продаж изделий легпрома по итогам 2013 года составил более 2,8 трлн рублей — это четверть всего российского непродовольственного рынка. По темпам роста на фоне других отраслей легкая промышленность тоже в фаворитах: если объемы всего промышленного комплекса за последний год увеличились на 0,1%, то легпром вырос почти на 5%. Оптимистично выглядят и показатели первых трех месяцев текущего года: производство текстильной и швейной продукции увеличилось на 7,3%, а кожи и обуви — на 2,5%. Вместе с тем, по мнению президента Союзлегпрома Андрея Разбродина, легкая промышленность занимает последнее место среди обрабатывающих отраслей промышленности по уровню заработной платы, производительности труда, технической оснащенности и рентабельности производства.

На Легпромфоруме обсудили факторы, тормозящие развитие индустрии: недостаток собственного сырья (хлопок импортируется на 100%, шерсть — на 85%, кожевенное сырье — на 30%); отток кадров — работники легпрома в среднем получают две трети от уровня оплаты в обрабатывающей промышленности; наличие контрафактной продукции (по оценкам, до 40% в объеме продаж), создающее неравную конкуренцию на рынке; высокие кредитные ставки, приводящие к снижению инвестиций. Кроме того, участников рынка волнуют и высокие издержки, особенно из-за роста тарифов на услуги естественных монополий: например, за последние три года тарифы на электроэнергию повысились в два раза.

Впрочем, больше всего производственники жалуются на низкий потребительский спрос. «Мы проигрываем в борьбе с импортом не потому, что наша продукция хуже, а потому, что нас не знают потребители, — попасть в торговые сети очень сложно», — говорит генеральный директор ЗАО «Псковская швейная фабрика “Славянка”» Елена Косенкова. Она предлагает создать организацию на федеральном уровне, которая занималась бы продвижением отечественной продукции на рынке. Эта идея вызвала у участников форума большой энтузиазм.

У партнеров

    «Эксперт»
    №18-19 (897) 28 апреля 2014
    Экономическая политика
    Содержание:
    Здесь уже ничего не исправишь

    Дискуссия вокруг бюджетного правила запоздала. Призванное снизить зависимость нашего бюджета от нефтегазовых доходов, оно оказалось бессильно в сложившейся ситуации, когда спад в экономике привел к падению доходов от всех остальных отраслей

    Международный бизнес
    Потребление
    Реклама