Неликвид не продается

Экономика и финансы
Москва, 28.04.2014
«Эксперт» №18-19 (897)
Для кардинального роста объемов российского несырьевого экспорта требуются масштабная реиндустриализация страны и налаживание комплексной системы стимулирования экспортноориентированного производства

Рисунок: Игорь Шапошников

На заседании правительства 17 апреля, посвященном ходу реализации «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы, помощник президента Андрей Белоусов подверг критике руководство ВЭБа за срыв сроков выполнения ряда мероприятий карты «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта». Конкретно речь шла об отставании в деле создания Центра кредитно-страховой поддержки экспорта.

Казалось бы, с созданием в конце 2011 года Экспортного страхового агентства России (ЭКСАР) система поддержки несырьевого экспорта в стране приобрела законченный вид. Зачем же понадобилась еще одна институция? Можно ли с ее помощью достичь количественных целей «дорожной карты»? А они, напомним, весьма амбициозны: удвоение к 2018 году (по отношению к 2011-му) стоимости экспорта продукции высокой степени обработки и выдача ВЭБом в целях поддержки экспорта 45,8 млрд долларов кредитов за пять лет, с 2014-го по 2018-й, притом что за прошлый год Банк развития выдал таковых лишь на 400 млн долларов.

Сверхамбициозная задача

Возможность объединения Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) и Росэксимбанка, входящих в группу Внешэкономбанка, рассматривается как один из вариантов реализации проекта поддержки несырьевого экспорта, сообщал ранее журналистам глава ВЭБа Владимир Дмитриев.

Для обеспечения массового доступа российских экспортеров и зарубежных покупателей их продукции к дешевым финансам предлагается в рамках группы Внешэкономбанка создать институт кредитно-страховой поддержки экспорта, обеспечив интеграцию кредитного и страхового «плеча». В качестве базы такого института предлагается использовать в увязке ЭКСАР и Росэксимбанк.

Росэксимбанку, дочернему финансовому институту ВЭБа, пока не удавалось полностью реализовать свой потенциал. Выделяемые из бюджета на предоставление госгарантий ресурсы не использовались полностью. «За 2005–2011 годы банку удалось освоить менее двух миллиардов долларов, в том числе в 2011 году банк оформил гарантии на 227,2 миллиона долларов, в то время как бюджетный лимит госгарантий на один только 2011 год составлял три миллиарда, — подсчитал ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Вячеслав Шуйский. — Это было связано как с жесткими условиями получения кредита (в частности, часть рисков должно было принять на себя правительство страны-импортера), так и с ориентацией преимущественно на поддержку крупных контрактов и крупных компаний, таких как “Интер РАО ЕЭС”, “Рособоронэкспорт”, НПО “Энергомаш” имени В. П. Глушко, “Силовые машины”, в силу высоких административных издержек на согласование и оформление гарантий. Согласно отчетам Росэксимбанка, ежегодно гарантийную поддержку получают 60–70 российских экспортеров, притом что общее число отечественных предприятий, осуществляющих поставки на внешний рынок, достигает 420 тысяч».

Самостоятельная причина слабого задействования этого инструмента господдержки экспорта — узкий круг стран, экспорту в которые предоставляются гарантии. Многие

У партнеров

    «Эксперт»
    №18-19 (897) 28 апреля 2014
    Экономическая политика
    Содержание:
    Здесь уже ничего не исправишь

    Дискуссия вокруг бюджетного правила запоздала. Призванное снизить зависимость нашего бюджета от нефтегазовых доходов, оно оказалось бессильно в сложившейся ситуации, когда спад в экономике привел к падению доходов от всех остальных отраслей

    Международный бизнес
    Потребление
    Реклама