Урок французской логистики

Надежда Мерешко
28 апреля 2014, 00:00

На фоне спада продаж автомобилей в Европе предоставление услуг по их доставке клиентам остается прибыльным. Подконтрольная РЖД французская логистическая компания GEFCO в прошлом году принесла прибыль 55 млн евро

Фото: ИТАР-ТАСС

Финансовые результаты французского логистического холдинга GEFCO (Groupages express de Franche Comté) — бывшей стопроцентной «дочки» автоконцерна PSA Peugeot Citroën — за прошлый год можно считать удовлетворительными на фоне продолжающегося спада в европейском автопроме.

Своему крупнейшему акционеру, которым с конца 2012 года являются РЖД, GEFCO принесла в 2013 году чистую прибыль в размере 55 млн евро, что на 28% выше 2012-го. Годовой товарооборот логистического холдинга вырос на 11% и достиг рекордного за всю его 65-летнюю историю показателя — почти 4 млрд евро.

Позитивным результатом можно считать и значительное сокращение дебиторской задолженности GEFCO. На момент сделки по продаже 75% GEFCO РЖД задолженность французской компании составляла 325 млн евро, а основным дебитором выступала PSA Peugeot Citroën, которая остается владельцем 25% акций логистической компании. Задолженность автоконцерну была обусловлена особенностями расчетов между компаниями. После смены основного владельца и заключения пятилетнего контракта с PSA на новых условиях общая задолженность GEFCO сократилась до 101 млн евро. Об этом сообщил директор по стратегии и финансам GEFCO Филипп Коссэ. «Несмотря на трудности, связанные с общим состоянием европейской экономики, результаты работы в 2013 году оцениваются как удовлетворительные и в полной мере соответствуют нашим ожиданиям», — заявляет председатель совета директоров GEFCO Люк Надаль.

Именно экономические трудности, о которых говорит г-н Надаль, вынудили PSA Peugeot Citroën продать 75% GEFCO за 800 млн евро.

Сейчас GEFCO по-прежнему выступает эксклюзивным логистическим оператором PSA Peugeot Citroën в мире: в общем объеме оборота компании в 2013 году на PSA пришлось около половины.

Однако финансовые результаты за прошлый год у этого крупнейшего клиента не столь оптимистичны. Убытки PSA Peugeot Citroën в 2013 году составили 2,32 млрд евро, а годом ранее убыток превысил 5 млрд евро. Такие результаты обусловлены спадом продаж автомобилей в Европе — этот рынок обеспечивает PSA до 60% выручки.

Совокупные продажи Peugeot Citroën сокращаются три года подряд и в прошлом году упали до 2,8 млн автомобилей (на 4,9% ниже уровня 2012 года). Из них на быстрорастущем китайском рынке (за 2013 год его объем увеличился на 26%, тогда как в Европе спад составил 7%) PSA реализовала лишь 550 тыс. своих машин.

Будущее концерна PSA Peugeot Citroën связано с решением об увеличении к 2020 году продаж в Китае до 1,5 млн автомобилей и привлечением 3 млрд евро в капитал холдинга в равных долях от правительства Франции и китайского автоконцерна Dongfeng Motor Group. Несмотря на реализуемую программу по выходу из кризиса, стать рентабельным PSA рассчитывает не раньше 2016 года.

Поскольку у основного клиента GEFCO дела идут не лучшим образом, компания активно диверсифицирует свой портфель. Так, с прошлого года вторым крупным клиентом GEFCO стал американский автоконцерн General Motors (GM). Подписанный в 2013 году контракт между GM и GEFCO сроком на семь лет предусматривает предоставление услуг «интегрированного логистического аутсорсинга» (4PL) и транспортировку более 1 млн автомобилей в год. Как сообщают в GEFCO, интеграционные издержки, связанные с запуском услуг 4PL для американского автогиганта, составили в 2013 году 24 млн евро.

В целом на автомобили сейчас приходится 71% объемов заказов GEFCO, а на неавтомобильный сектор (товары повседневного спроса, электробытовая техника и проч.) — 29%. Помимо PSA и GM клиентами GEFCO в автомобильном сегменте выступают Ford, BMW, Volkswagen, Toyota и такие поставщики комплектующих, как Delta, Magna и др.

Свои успехи в 2013 году в GEFCO связывают с активным ростом присутствия на рынках Центральной и Западной Европы, а также Южной Америки. Тем не менее с текущего года компания намерена сконцентрироваться на развитии в странах Азии и СНГ. Как сообщил Филипп Коссэ, GEFCO заинтересована в приобретении компаний среднего размера, в частности в Индии и Китае, которые предоставляют услуги складского хранения и морских перевозок.

По планам GEFCO, ее совокупный оборот по всему миру достигнет в 2014 году 4,5 млрд евро (рост на 12%). В странах СНГ оборот компании вырастет на 50–100 млн евро, говорит Филипп Коссэ. Уже в прошлом году сумма заключенных контрактов на рынке СНГ составила около 40 млн евро. Одним из таких контрактов является, например, доставка в Россию поездов Talgo (Испания) для высокоскоростных проектов РЖД.

До 2020 года оборот GEFCO, по планам компании, должен приблизиться к 8 млрд евро; драйвером роста будет экспансия в Китай, Индию и Латинскую Америку. При этом доля PSA в обороте GEFCO сократится почти вдвое, а также будет значительно расширен портфель промышленных клиентов и клиентов 4PL.

Опрошенные нами российские эксперты в сфере логистики подтверждают перспективность работы в странах Азии. Директор по маркетингу логистической компании «Молком» Полина Винокурова отмечает, что Китай, страны Юго-Восточной Азии и Индия давно являются производственной базой для большинства европейских, американских и российских производителей. «Объем импорта из вышеперечисленных стран будет только расти, что будет способствовать росту спроса на услуги таможенного оформления, ответственного хранения и доставки применительно к этим регионам», — уверена эксперт.

Управляющий партнер 3PL-провайдера LogLab Михаил Малахов напоминает, что совместный товарооборот России и Китая в прошлом году составил около 87 млрд долларов, что более чем втрое превышает товарооборот с Европой (порядка 27 млрд долларов), добавляя, что «в ближайшие годы можно прогнозировать его рост еще на 10–15 процентов».

При этом Малахов указывает на резервы роста российского рынка логистических услуг. «Россия по-прежнему остается в числе стран с одним из самых высоких уровней логистических издержек — у нас это 17 процентов против 10,2 процента в мире. Здесь скрыты огромные потенциальные возможности», — отмечает он.