Интеллектуальное рабство

Русский бизнес
Москва, 26.05.2014
Рогожина Ольга, руководитель юридического департамента Международной группы юридических компаний «ЗАЩИТА»
«Эксперт» №22 (901)
Как избежать мин замедленного действия в создании объектов интеллектуальной собственности

Рисунок: Игорь Шапошников

Ежедневно между крупными компаниями и рекламными агентствами заключаются сотни сделок. После выбора подрядчика в жестком тендере и юридического оформления отношений создается проект, который интегрируется в различные медиаканалы. Но бывает и так: вдруг выясняется, что заказчик имеет право использовать интеллектуальный продукт лишь в течение некоторого времени или вовсе не имеет на него прав.

Что делать, если права на обладание продуктом в конечном итоге принадлежат компании-разработчику? Как защитить себя от правовых мин замедленного действия в создании объектов интеллектуальной собственности?

Допустим, компания Х решает создать рекламный ролик своего продукта с его дальнейшим распространением в медиа. Агентство Y предлагает клиенту внедрение в сценарий персонажа — героя бренда и, получив согласие, принимается за графическую визуализацию проекта. Рекламный ролик и герой бренда приносят значительное увеличение продаж продукта, поэтому, планируя следующий рекламный сезон, руководство компании X принимает решение поместить изображение героя на упаковке продукции, но понимает, что исходных материалов для передачи их новому агентству нет.

Бывший подрядчик отказывается предоставить видеоролик и графическое изображение героя бренда на цифровом носителе и напоминает о заключенном договоре. Адвокаты юридической фирмы, к которым обращается компания, указывают на раздел «Передача прав» в договоре, где подробно изложено, что заказчику предоставляется исключительная лицензия на использование видеоролика в течение всего срока действия права на него, но лицензия на использование актерской работы, музыкальной композиции, голоса диктора и компьютерной графики предоставляется всего на год. Следовательно, исключительное право на графическое изображение героя бренда, который является персонажем компьютерной графики (то есть частью произведения изобразительного искусства) принадлежит рекламному агентству Y, и его использование ограничено представленной лицензией. Более того, заказчик не вправе зарегистрировать этот персонаж в качестве товарного знака без согласия правообладателя (ст. 1483 ГК РФ). Таким образом, компания Х добровольно попадает в интеллектуальное рабство.

Как действовать, чтобы не пришлось начинать все заново? Как защитить себя от повторных выплат другому агентству и не терять времени в ожидании результата?

В случае компании X единственным выходом стал выкуп исключительных прав на видеоролик и все входящие в его состав произведения, что обошлось не дешево.

Основная ошибка в этом случае  — отсутствие четкого представления результата работ и будущей эффективности проекта до заключения договора, в котором не было уделено должного внимания положениям об исключительных правах на результат.

Специальные проекты, создающиеся для каждой рекламной кампании, на практике имеют краткосрочную эффективность, так как зачастую у заказчика нет намерения использовать их вечно. Так, в случае создания рекламного видеоролика, все компоненты которого — игра актеров и демон

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (901) 26 мая 2014
    В поисках выхода из рецессии
    Содержание:
    Два решения для экономики

    Озаботившись рецессией и расходами на развитие Крыма, можно поискать варианты решения этих проблем вне заданной повестки дня. Например, ослабить налоговую нагрузку на бизнес, увеличить нагрузку на самых обеспеченных физических лиц, а крымскую инфраструктуру профинансировать путем масштабных облигационных займов

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    Реклама