Шаткая платформа

26 мая 2014, 00:00
Фото: РИА Новости
Михаил Прохоров не оправдал ожиданий электората

«Гражданская платформа» продолжает постепенный откат с политического олимпа. На минувшей неделе партия объявила о выдвижении лишь шести кандидатов на выборы в Мосгордуму вместо ожидаемых 30–40. И среди них не оказалось лидера движения Ирины Прохоровой. Кроме того, основатель «Гражданской платформы» Михаил Прохоров уступил пост главы федерального политического комитета Рифату Шайхутдинову. Свое решение бизнесмен объяснил тем, что его «непосредственное участие в ежедневном руководстве партии было необходимо лишь на стадии становления». Теперь же новый глава обеспечит подготовку к выборам в Госдуму 2016 года, а сам Прохоров останется в руководящем органе партии и займется «глубинной стратегией» и разработкой новой экономической программы.

Реализовывать политические амбиции «Гражданской платформы» на выборах в Мосгордуму призваны глава московского отделения партии Михаил Вышегородцев, сопредседатель Координационного совета предпринимателей Москвы Артур Алексанян, бывший мэр Троицка Виктор Сиднев, глава «Навигацкой школы» Петр Лемперт, актер Леонид Ярмольник и зампред московского банка Сбербанка Денис Константинов. По словам Ирины Прохоровой, «нет ни смысла, ни возможности брать тридцать или сорок округов», поскольку в каждом округе пришлось бы для начала собрать по 3% подписей избирателей. Вместо этого партия вложит все ресурсы в шестерых выдвиженцев. Почему наиболее проходная кандидатура — сама Ирина Прохорова — от выборов отказалась, осталось без объяснений.

Сенсацией такая беззубая тактика «Гражданской платформы» не стала. Напротив, все больше экспертов предрекают закат политического движения и скорый уход его лидера обратно в бизнес.

Политический путь Михаила Прохорова, мягко говоря, неоднозначен. Стартовую неудачу с партией «Правое дело» можно объяснить неопытностью бизнесмена. Последующее участие в президентских выборах и вовсе вышло фееричным. На волне протестного движения — третье место, почти 8% голосов. Набранную популярность Прохоров заложил в фундамент новой партии «Гражданская платформа» — либерального движения, ориентированного на городской средний класс, бизнес, интеллигенцию. Тогда, в середине 2012 года, казалось, что для его успеха есть все необходимые составляющие: атмосфера протеста, возросшая активность доселе спящих слоев населения, понятный электорат, популярный лидер, достаточное финансирование, поддержка известнейших фигур шоу-бизнеса и политики. Ближайшие цели также ясны и весьма аппетитны: выборы в крупнейших мегаполисах и знаковых субъектах страны и, главное, в столице, основном электоральном активе Прохорова.

Однако партия не смогла, не захотела или просто не успела создать крепкую региональную сеть. В итоге «Гражданская платформа» показала очень слабые результаты в электоральные циклы 2012 и 2013 годов. Единственным успехом можно считать разве что победу Евгения Ройзмана на выборах главы Екатеринбурга. Но самый серьезный удар по чаяниям сторонников движения нанес сам Михаил Прохоров, отказавшись соперничать с Сергеем Собяниным за кресло столичного градоначальника. Оправдываясь, бизнесмен объяснял это тем, что не успел вывести все свои заграничные активы в Россию, как того требовало законодательство. Отказалась партия и от борьбы за Московскую область. Теперь — весьма скромные претензии на выборах в Мосгордуму.

Политические неудачи можно оправдать молодостью движения, но сознательный уход от борьбы избиратель не прощает. «Гражданская платформа» растеряла весь стартовый драйв и несет ощутимые потери в электоральном и информационном поле. Сказываются уход протестной повестки и переформатирование партийной системы. Когда-то Прохоров рассчитывал стать частью двухпартийной схемы, а сегодня политических движений почти восемь десятков, и бороться приходится не с «Единой Россией», а с несколькими «спойлерами». Несет бизнесмен и ощутимые финансовые потери, а потому, вероятно, действительно может вернуться в бизнес. Хотя лишь полтора года назад Прохоров объявлял о намерении расстаться с активами и сосредоточиться на политике.

«Проблема в том, что люди вокруг Прохорова видели его политиком в большей степени, чем он сам. Он же сыграл технологически как бизнесмен, — считает Дмитрий Абзалов, президент Центра стратегических коммуникаций. — Проект “Ё-мобиль” позволил серьезно отработать общественную структуру, повысить узнаваемость и выйти на партию. Партия и президентские амбиции позволили грамотно сыграть с “Уралкалием”, ему позволили купить крупную долю в компании. То есть политические шаги помогли получить доступ к активам. А люди вокруг Прохорова рассчитывали с ним играть вдолгую как с политиком — и обманулись в своих ожиданиях».