Фото: ИТАР-ТАСС

Восторженные речи руководства Украины по поводу подписанного с МВФ Меморандума о сотрудничестве наводят на мысль об очередном обмане общественного мнения с целью легитимации сформированного под руководством США правительства Арсения Яценюка. Предшествующее легитимное правительство Украины во главе с Николаем Азаровым долго не соглашалось с условиями предлагаемого МВФ кредита, которые оценивались как неприемлемые для избирателей и, соответственно, самоубийственные для правящей партии. В настоящей статье анализируется соответствие условий и объема предлагаемых МВФ, США и ЕС кредитов потребностям украинской экономики.

Стандартные рецепты

Меморандум, подписанный временными властями Киева и МВФ месяц назад и ставший основанием для выделения Международным валютным фондом кредитной линии stand-by в размере 17,01 млрд долларов, реализует набор стандартных реформ, превращая Украину в подобие многих других стран, отказавшихся от самостоятельной национальной экономической политики и отдавших ключевые секторы экономики в руки «западных партнеров». Специфика Украины в том, что меморандум неявно предполагает, что за стабилизацию помимо ее собственного населения заплатит Россия. Как следует из приводимых расчетов, стабилизация платежного баланса и бюджетного дефицита Украины невозможна без отказа России от своих экономических и финансовых интересов на Украине и продолжения беспроцентного кредитования поставок газа, а также новых финансовых кредитов.

Меморандум не затрагивает анализа и прогноза развития экономики и промышленности, а также внешней торговли. Он содержит пять ключевых элементов: 

1. Переход через 12 месяцев после начала программы к таргетируемой инфляции 3–5% в год — уровню, «отвечающему разнице в производительности с торговыми партнерами».

2. Проведение Национальным банком Украины (НБУ) политики гибкого обменного курса.

3. Начальная стабилизация фискальной политики в 2014 году путем комбинирования мер по увеличению доходов бюджета и сокращению расходов.

4. Повышение розничных тарифов на газо- и теплоснабжение вплоть до 2018 года.

5. Повышение прозрачности финансовых расчетов НАК «Нафтогаз Украины», начало реструктуризации компании.

Как видим, пункты 1–3 являются стандартными требованиями «вашингтонского консенсуса» и сами по себе не решают проблему «двойного дефицита» (платежного баланса и бюджета), которую призван решить кредит МВФ. Реализация п. 4 уже началась: с 1 мая тарифы на газ для населения повышены на 56%, что тут же обернулось ростом неплатежей и углублением падения потребительского спроса, а это усугубит спад производства. Под п. 5, судя по информации СМИ, понимается присвоение нефтегазовой отрасли Украины отпрысками американских руководителей: сын вице-президента Байдена, а также близкий друг пасынка госсекретаря США Керри вошли в состав совета директоров крупнейшей частной украинской нефтедобывающей компании Burisma. Этот трофей, по-видимому, призван окупить личные усилия Керри и его подчиненных по организации государственного перевор

У партнеров

    «Эксперт»
    №23 (902) 2 июня 2014
    Выборы в Европарламент
    Содержание:
    Успели не на тот поезд

    Триумф радикальных евроконсерваторов на выборах в Европарламент обозначил серьезный кризис легитимности ЕС. В Брюсселе согласны с тем, что нужно менять внутреннюю и внешнюю политику, вот только не понимают, как именно

    Потребление
    На улице Правды
    Реклама