Вкалывают роботы

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
2 июня 2014, 00:00

В России начинает формироваться рынок бытовых роботов. Активно участвовать в его развитии планируют российские компании

Фото: Алексей Грамматчиков
Российская компания «Нейроботикс» выпускает в Москве так называемых антропоморфных роботов, способных имитировать мимику человека. В следующем году компания рассчитывает продать порядка 1 тыс. таких роботов

«Роботы помогают человеку в быту» — по мнению участников первой крупной выставки робототехники «Бал роботов», которая состоялась недавно в Москве, эта фантастическая идея постепенно становится реальностью.

В промышленной сфере робототехника уже широко распространена: на многих современных производствах в цехах можно не встретить живого человека — работают исключительно машины. Одновременно робототехника начинает активно проникать и в быт человека. Согласно исследованию Credit Suisse, мировые продажи бытовых роботов сегодня превышают отметку в 3 млн единиц и растут минимум на 20–30% в год.

Например, хорошим спросом уже давно пользуются роботы-пылесосы. В России продажи такой техники исчисляются десятками тысяч единиц. Эти бытовые устройства, которые сами определяют размер комнаты, «видят» в ней препятствия и при необходимости возвращаются на подзарядку, уже много лет выпускают гиганты бытовой техники (LG, Samsung, Karcher и др.). Сейчас цена робота в России составляет порядка 9 тыс. рублей — вполне по карману среднестатистическому покупателю.

Помимо роботов-пылесосов неплохим спросом начинают пользоваться такие «умные» устройства, как робот-газонокосилка, робот для очистки бассейна, робот для чистки окон (например, робот Windoro по цене от 19 тыс. рублей). Ну а в ближайшем будущем начнется активная продажа роботов, способных выполнять более широкий круг обязанностей.

Видит, слышит, понимает

Самые перспективные бытовые роботы, которые будут востребованы в ближайшем будущем, — это, по мнению участников выставки, так называемые роботы телеприсутствия, позволяющие удаленно следить за тем или иным объектом и взаимодействовать с ним. Эти устройства оснащены встроенными камерами, они могут распознавать речь и разговаривать с человеком, отвечая на несложные вопросы.

Одну из последних разработок такого типа на выставке представила российская компания R.Bot (модели роботов R.Bot 100 и Synergy Swan). Устройство высотой 55 см самостоятельно ориентируется в пространстве и передвигается на трех колесиках.

«Сфера применения наших роботов довольно широкая, — заявил “Эксперту” Вячеслав Кравцов, один из руководителей компании R.Bot. — Это — презентационные функции, когда на выставках или в офисе компании робот встречает человека и передает ему нужную информацию, отвечая на вопросы. Также с помощью такого робота можно удаленно следить за пожилыми людьми, больными или детьми. Под силу роботам проводить обучающую работу — они могут передавать ученикам информацию, отвечать на их вопросы. Уже есть положительные результаты использования роботов в работе с детьми-инвалидами: техника может терпеливо объяснять те или иные вещи».

По словам представителей R.Bot, их бытовые роботы пользуются определенным спросом. Частные покупатели обычно приобретают такие устройства для того, чтобы следить за детьми. Компании — чтобы подчеркнуть свою технологичность. Например, не так давно один автомобильный дилер приобрел роботов и использовал их в шоу на открытии нового автосалона, а затем — для обслуживания клиентов. Родители питерского школьника, который получил тяжелую травму и лечится дома, приобрели R.Bot, чтобы мальчик удаленно присутствовал на уроках: он может дистанционно управлять роботом, перемещать его в классе и виртуально общаться с учителями и одноклассниками.

Своих бытовых роботов R.Bot выпускает на собственном производстве в Китае. По словам Вячеслава Кравцова, за последний год они продали в России несколько сотен устройств. И планируют нарастить объемы продаж до 1–1,5 тыс. в год. На такой стремительный рост компания рассчитывает благодаря доступной цене последних моделей — сейчас R.Bot можно заказать за 39 тыс. рублей. «Ценовая отметка в тысячу долларов является важной, так как она делает доступной наш продукт покупателю, — говорит Вячеслав Кравцов. — Зарубежные аналоги гораздо дороже, они стоят 6–7 тысяч долларов, что уже не по карману простому потребителю. Поэтому можно сказать, что сейчас мы обгоняем зарубежных конкурентов».

Так называемые роботы телеприсутствия, способные удаленно следить за объектом и взаимодействовать с ним, — самый перспективный тип бытовых роботов (на фото — подобные роботы от российской компании R.Bot) 027_expert_23.jpg Фото: Алексей Грамматчиков
Так называемые роботы телеприсутствия, способные удаленно следить за объектом и взаимодействовать с ним, — самый перспективный тип бытовых роботов (на фото — подобные роботы от российской компании R.Bot)
Фото: Алексей Грамматчиков

Механическая улыбка

Другая российская компания, «Нейроботикс», представила на выставке так называемых антропоморфных роботов — машины, способные копировать человека.

В голове такого робота находится 18 лицевых приводов, которые позволяют ему проявлять подобие эмоций — улыбаться, артикулировать и т. д. Антропоморфные роботы подороже, но и они начинают пользоваться спросом на рынке.

«Мы выбрали модульный подход в производстве наших роботов, они состоят из четырех модулей, каждый из которых предлагается сейчас покупателям по 100 тысяч рублей, — рассказывает Владимир Конышев, врач-биофизик, директор компании “Нейроботикс”. — Можно купить отдельно голову, потом ее дополнить туловищем, руками и ногами. Полностью укомплектованный таким образом робот стоит 400 тысяч рублей».

На выставке «Нейроботикс» представила несколько роботов, один из которых даже был похож на Пушкина. Он вполне сносно декламировал стихи, реагировал на обращающегося к нему человека, поворачивал голову в сторону собеседника и отвечал на несложные вопросы про погоду и про историю русской поэзии.

Компания «Нейроботикс» имеет свои производственные мощности на юго-западе Москвы. До конца года она планирует произвести около сотни антропоморфных роботов, а уже в следующем году — нарастить производство до 1 тыс. единиц. По словам представителей компании, их продукция вполне может быть использована в образовании, чтобы преподавать тот или иной предмет и отвечать на вопросы учеников. В компаниях такие роботы могут применяться, опять же, в представительских целях — скажем, на выставке представлять или рассказывать о том или ином товаре. Вполне возможно использование роботов в робо-кафе: техника сама будет принимать заказы и приносить еду посетителям. Есть планы использовать подобных роботов и в медицинских учреждениях. «Мы сейчас ведем переговоры с одной российской больницей, — говорит Владимир Конышев. — Они хотят использовать нашего робота для обслуживания пациентов. Робот может показывать им, например, где находится туалет, отвечать на другие вопросы, следить за тяжелобольными и при необходимости вызывать врача. Представители больницы говорят, что использование нашего робота выгодно им с финансовой точки зрения. Он стоит 400 тысяч рублей, и это меньше, чем годовая зарплата младшего медицинского персонала».

Гиганты выжидают

«Население в развитых странах стареет, и устройства для помощи в быту будут все более востребованы по мере их функционального развития, — отметил в своем выступлении на конференции Реми Глайзнер, аналитик американской компании Myria Research. — Да, стоит признать, что пока современных технологий недостаточно, чтобы робот полноценно помогал в быту. Но крупные компании работают над этим. Например, Google недавно приобрела десять небольших компаний, занимающихся разработками в этой области».

Тему продолжает Жун Хо О, профессор Корейского института науки и технологии, создатель робота Hubo: «На рынок бытовых роботов пока не пришли мировые гиганты, как это происходит, например, на рынке смартфонов. Но они уже проявляют интерес. Например, ко мне несколько раз приезжали представители Google, я со своей стороны несколько раз был у них. И представители этого мирового гиганта неоднократно говорили мне: они крепнут в убеждении, что за роботами будущее».

По словам участников форума, уже сейчас встает вопрос о регулировании применения роботов в повседневной жизни. «Недавно в одном итальянском городке стартовал эксперимент по использованию робота, который сам собирает мусор с городских улиц, — говорит Франческо Ферро, директор итальянской компании Pal Robotic. — Так вот, там остро встал вопрос законодательного регулирования использования подобного устройства. Оказывается, норм, регулирующих ответственность использования подобных роботов, допустимые сферы их применения, просто еще нигде нет, и скоро нужно будет восполнять этот пробел».