Материальная безответственность

Ольга Рогожина
руководитель юридического департамента Международной группы юридических компаний «Защита»
23 июня 2014, 00:00

Есть ли шанс у компании возместить свои убытки

В современном мире ДТП — обычное дело. Но когда оно происходит с участием корпоративного транспорта и виновником является водитель компании, его последствия приобретают особый характер, прежде всего для самой компании, несущей убытки. Какие сюрпризы законодательства ожидают компанию в попытках возместить ущерб, причиненный работником?

Рассмотрим на примере. Компания X — эксклюзивный поставщик антикварных ваз. Во время доставки клиенту китайской вазы эпохи династии Цин периода Тунчжи водитель не справляется с управлением корпоративным автомобилем и совершает ДТП, в результате чего причиняет ущерб и автомобилю, и хрупкому товару. Каковы шансы компании возместить свои убытки и в каком размере?

Трудовое законодательство рассматривает работника как так называемую слабую сторону в трудовых отношениях и старается защитить его, ограничивая права работодателя. Это в полной мере проявляется в вопросе возмещения вреда, причиненного работниками. Материальная ответственность работника, которая изначально меньше гражданско-правовой за счет исключения возможности взыскания упущенной выгоды, по общему правилу еще и ограничивается его средним заработком, а полная материальная ответственность в принципе является исключением. Поэтому компании Х повезет, если стоимость ремонта автомобиля и разбитой бесценной вазы покроется средним заработком водителя. А если ущерб больше?

Часто компании, желая обезопасить себя, предоставляя работнику дорогостоящее орудие труда — автомобиль, пытаются заключить с водителем договор о полной материальной ответственности. Однако это незаконно, поскольку управление автомобилем не предусмотрено перечнем работ, при выполнении которых с работниками могут быть заключены такие договоры. Но все же варианты есть, ведь заключение (при наличии соответствующего основания) договора о полной материальной ответственности — это лишь один из восьми случаев, когда в соответствии со ст. 243 ТК РФ на работника может возлагаться полная материальная ответственность. Так, применительно к ситуации с ДТП водитель может быть привлечен к полной материальной ответственности, если, например, ущерб работодателю причинен работником:

— в состоянии алкогольного и иного опьянения;

— в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

— в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

— не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Конечно, руководство компании не надеется на алкогольную зависимость своих водителей или причинение ими вреда жизни и здоровью других участников ДТП. Но у работодателя появляется шанс возложения ответственности на водителя — ведь ДТП может быть вызвано нарушением правил дорожного движения, а значит, действия водителя могут быть квалифицированы как административный проступок. Для этого необходимо, чтобы водитель был привлечен к административной ответственности либо освобожден от нее в связи с малозначительностью правонарушения, поскольку в таком случае факт совершения самого правонарушения будет установлен.

Но отыскать в ТК РФ основание для привлечения работника к полной материальной ответственности, заполучить заветное постановление — это полдела: работодатель должен в точности соблюсти процедуру привлечения к материальной ответственности (ст. 247 ТК РФ). И после всего этого компании еще придется столкнуться с ограничением размера удержаний из заработной платы работника, если к этому моменту работник еще не уволится из компании, поставив под сомнение реальность взыскания ущерба в принципе.

Работодателю придется узнать, что если работник не согласен добровольно возместить причиненный ущерб, сумма которого превышает его среднемесячный заработок, то требовать возмещения ущерба можно только через суд (ст. 248 ТК РФ) в течение года со дня обнаружения причиненного ущерба (ст. 392 ТК РФ).

Зная все это заранее, работодатель может по-новому взглянуть на логистические риски в своей предпринимательской деятельности и, оценив их по достоинству, принять меры к их минимизации, в том числе путем передачи этих рисков специализированным транспортным организациям (заключение договоров перевозки и/или транспортной экспедиции), изменения своей политики в отношении страхования автомобилей, своей гражданско-правовой ответственности при их использовании и, конечно, профилактики рисков, предусматривающей учет и анализ ДТП, проведение мероприятий, направленных на уменьшение вероятности их возникновения. Ведь дело не в плохих дорогах, водителях и юристах, а в заданных условиях, определяемых трудовым законодательством.