«Яндекс» сел в авто

23 июня 2014, 00:00
«Яндекс» учел, что роль интернет-объявлений при продаже подержанных автомобилей продолжает расти

Компания «Яндекс» совершает крупнейшую за свою историю сделку: за 175 млн долларов приобретает интернет-ресурс Auto.ru.

Основанный в 1996 году ресурс Auto.ru — самый известный российский портал частных объявлений о продаже автомобилей. Долгое время он был лидером рынка, однако в последнее время аудитория проекта резко сократилась: по данным LiveInternet, в прошлом месяце количество посетителей Auto.ru по сравнению с маем 2013 года рухнуло на 31%, до 3,9 млн человек. Очевидно, что Auto.ru плохо сдерживал натиск конкурентов: если сейчас на ресурсе размещено порядка 300 тыс. объявлений, то у нынешнего лидера Avito.ru этот показатель уже достигает 1,2 млн. По числу объявлений Auto.ru пропустил вперед еще одного конкурента — популярный ресурс Drom.ru (550 тыс. объявлений). В затылок ему дышит и Am.ru с 220 тыс. объявлений.

Наблюдатели отмечают, что «Яндекс» приобрел Auto.ru по явно завышенной цене. «Судя по всему, за одного ежемесячного посетителя будет заплачено примерно 43–45 долларов, — указывает Тимур Нигматуллин, аналитик “Инвесткафе”. — Для сравнения: полгода назад при покупке за 80 миллионов долларов портала “Кинопоиск” “Яндекс” заплатил за одного ежемесячного посетителя четыре доллара. Даже с поправкой на гораздо более платежеспособную аудиторию Auto.ru цена приобретаемого актива выглядит завышенной».

Однако такую цену оправдывает перспективность ресурса: роль интернет-объявлений, особенно при продаже подержанных машин, продолжает расти. «Притом что рынок новых автомобилей в стране падает — в прошлом году он снизился на пять процентов, а в мае упал на 12 процентов, рынок подержанных машин в России на подъеме. По итогам прошлого года он вырос почти на четыре процента, до 5,7 миллиона машин, что, кстати, уже вдвое больше, чем продается автомобилей на первичном рынке, — говорит Сергей Федорков, директор по продажам ГК “Аркан” (системы безопасности для автомобилей). — И на этом растущем рынке роль частных интернет-объявлений остается очень высокой: если в развитых странах на долю продаж подержанных автомобилей из автосалонов приходится более 50 процентов, то в России это только порядка десяти процентов, а остальные 90 процентов подержанных машин продаются через частные объявления, в первую очередь размещенные в интернете».

Приобретение Auto.ru демонстрирует намерения российского интернет-гиганта развивать свою деятельность в направлении электронной коммерции. До сих пор основную долю доходов «Яндекс» получает от контекстной рекламы (35,5 млрд рублей в прошлом году). Однако по мере усиления конкуренции и изменения рынка этот источник доходов скоро может сократиться. Очевидно, «Яндекс» нащупывает новые маржинальные сегменты. Не исключено, что поглощение им крупных интернет-площадок в ближайшее время продолжится.