Измениться, чтобы выжить

Торможение рынка и рост убыточности автострахования резко снизили рентабельность страховых компаний. Реакцией рынка стали санация портфелей и развитие альтернативных каналов продаж

После рекордных за последние десять лет темпов прироста взносов 2012 года в 2013-м на страховом рынке появились первые признаки стагнации. Темпы прироста страховых взносов в 2013 году составили  12%, что было на 10 процентных пунктов ниже аналогичного показателя предыдущего года. Объем рынка достиг 905 млрд рублей. Торможение было наиболее заметно в страховании имущества юридических лиц (–17% в четвертом квартале 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012-го), в страховании заемщиков (–25%) и страховании автокаско (3%).

Автострахование тянет на дно

В кризис 2008–2009 годов ОСАГО с учетом повышения поправочных коэффициентов было спасательным кругом для страховщиков, основным источником роста взносов и положительного финансового результата. В 2013 году ситуация изменилась на противоположную — ОСАГО превратилось для страховщиков в основной источник проблем: в 13 регионах уровень выплат по этому виду страхования превысил 70%. Участники рынка всеми средствами, включая незаконные отказы в продаже полисов, пытаются сократить свое присутствие в неблагоприятных регионах. Работа на рынке ОСАГО стала приносить убытки, бесчисленные судебные разбирательства и повышенное внимание со стороны надзорных органов.

Негативное давление на финансовый результат страховых компаний в 2013 году оказывало и повышение убыточности страхования автокаско, вызванное резким ростом судебных издержек, ослаблением рубля и удорожанием услуг станций техобслуживания. «Разворот судебной практики в сторону клиента, не учитывающий порой условий страхового договора, не только породил вал обращений в суды, но и открыл канал для мошеннических действий со стороны страхователей. Ситуацию также усугубляет специфическая деятельность юридических контор, которые, прикрываясь тем, что защищают интересы страхователей, наладили бизнес по вытягиванию денег из страховых компаний. В итоге страховщик по суду платит максимум, не имеет возможности самостоятельно урегулировать убыток, а сам клиент, обратившийся в такую контору, получает минимальную выплату», — негодует директор дирекции розничного бизнеса ОСАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев.

В условиях резкого сокращения рентабельности розницы некоторые страховщики идут на радикальные меры. В феврале 2014 года в СМИ появилась информация о намерении компании «Цюрих», занимающей 14-е место в сегменте взносов по автострахованию за 2013 год, полностью свернуть розничные продажи. В числе главных причин такого решения были названы «замедление экономического роста и резко ужесточившаяся по отношению к страховщикам судебная практика». В марте 2014 года СК «ГУТА-Страхование» (12-е место по взносам по автострахованию) закрыла офисы продаж и начала увольнять сотрудников. Основной причиной считаются большие убытки за 2013 год. В апреле 2014-го появились сведения о намерении страховой компании «Альянс» (восьмое место по взносам по страхованию автокаско в 2013 году) свернуть розничные продажи в России.

Стратегические перемены

Реакцией на снижение рентабельности бизнеса (по данным исследования «Эксперт РА», усредненная рентабельность собственных средств российских страховщиков сократилась в 2013 году на 3,9 п. п., до 6,1%) стала корректировка стратегий страховых компаний. Страховщики провели санацию портфелей по убыточным видам страхования (массовый характер тенденция приобрела во втором полугодии прошлого года). Впервые за много лет компании — лидеры рынка начали активно сворачивать свой бизнес по ОСАГО. За прошедший год взносы по ОСАГО компании «Росгосстрах» (первое место по взносам по ОСАГО в 2013-м) упали на 12%, «Ингосстраха» (третье место) — на 20%. Результаты санации портфеля вследствие увеличения тарифов заметны и в сегменте автокаско. В четвертом квартале 2013 года по сравнению со значением за четвертый квартал 2012-го падение взносов по автокаско было отмечено у шести из десяти лидеров этого рынка.

В 2013 году страховые компании активно работали над снижением судебных расходов, а значит, и над повышением качества урегулирования убытков. Их работа отразилась на динамике отказов от страховых выплат: доля отказов по отношению к заявленным страховым случаям снизилась с 1,8% в 2012 году до 1,3% в 2013-м. По страхованию имущества граждан значение показателя снизилось с 12,2 до 7,6%, по страхованию автокаско — с 5,2 до 4,4%, по ОСАГО — с 4,4 до 3,4%.

Наконец, многие страховщики сделали упор на развитие альтернативных моделей продаж страховых продуктов — продажи через банки некредитных продуктов, работа с нестраховыми посредниками, интернет-проекты, активное развитие кросс-продаж в традиционных каналах. Во втором полугодии 2013 года самые высокие темпы прироста взносов через альтернативные каналы продаж показали страхование жизни с условием выплаты аннуитетов и/или участием в инвестиционном доходе (282% через банки) и страхование имущества физических лиц (110% через банки, 92% через другие юридические лица).

Новые надежды

Изменения в стратегиях страховщиков, направленные на повышение рентабельности бизнеса и снижение судебных издержек, будут иметь положительные следствия в среднесрочной перспективе: развитие новых моделей продаж и повышение доверия к страховой отрасли. Однако заметным позитивный эффект от изменений станет не ранее 2015 года. В 2014 году страховой рынок ждет стагнация: по базовому прогнозу «Эксперт РА», темпы прироста взносов составят порядка 9%. При этом совокупный объем взносов на российском страховом рынке достигнет 990 млрд рублей. В случае реализации негативного сценария (в условиях банковского кризиса и/или рецессии экономики) темпы прироста взносов в 2014 году составят 3%, а совокупный объем взносов не превысит 935 млрд рублей. При этом стоит ожидать, что добровольный уход компаний с рынка продолжится.

Полные материалы исследования см. на сайте www.raexpert.ru

— Какие драйверы роста на российском перестраховочном рынке и какие пути для экспансии на зарубежные перестраховочные рынки вы видите?

Игорь Шеховцов, заместитель генерального директора ООО «СПК Юнити Ре»:

— Говоря о развитии на зарубежных рынках, следует отметить возможное улучшение ситуации с чрезмерно высокими рейтинговыми требованиями к перестраховщикам-нерезидентам, установленными в Казахстане. Ассоциация страховщиков Казахстана при поддержке ВСС готовит предложение по снижению рейтинговых требований для перестраховщиков, являющихся резидентами стран — членов ЕЭП. Такой шаг представляется чрезвычайно важным и своевременным, поскольку, несмотря на четкую задачу сближения экономик, поставленную президентами наших стран, темпы этого сближения оставляют желать лучшего.

 

— Что является сдерживающим фактором для развития рынка ДМС в России?

Татьяна Кайгородова, заместитель генерального директора ОСАО «Ингосстрах»:

— Сегодня ДМС на 95 процентов — корпоративное страхование. Страхователями здесь выступают крупные федеральные компании, крупные международные компании, работающие на российском рынке. Большинство таких компаний сосредоточено в Москве или Санкт-Петербурге. В регионах ситуация совершенно иная, там значительно меньше предприятий страхуют сотрудников. Реального рискового ДМС, как в Москве, в регионах практически нет. Раз нет такого ДМС, значит, нет и медицинских учреждений. Людям в регионах намного проще и удобнее не покупать полис добровольного медицинского страхования, а с полисом ОМС идти в районную или краевую больницу и просто дать деньги напрямую врачу. Наличие такого «серого» рынка медицинских услуг является препятствием для развития рынка ДМС.