Эльгу взять, патронов не давать
Запуск крупнейшего в России угольного месторождения — Эльгинского — поставил под угрозу компанию «Мечел». Это не единственный пример того, как расходы на инфраструктуру и освоение территорий делают крупные сырьевые проекты на Дальнем Востоке и в Сибири неподъемными для частного бизнеса

«В этом году у нас на Эльге невероятное нашествие медведей. Уже штук десять заходило», — рассказывает директор «Якутугля» Игорь Хафизов. Опытный хищник боится шума дизелей, в поселок вахтовиков заходят молодые медвежата. В июне им нечего есть в лесу, и они приходят к человеческому жилью покопаться в мусоре. До ближайшего якутского города Нерюнгри более 400 километров. В тайге, среди гор Токинского становика, вдали от аэропортов, дорог, линий электропередачи «Мечел» разрабатывает Эльгинское угольное месторождение — одно из крупнейших в мире, с разведанными запасами 2,2 млрд тонн. Это один из самых значимых проектов в мировой угольной отрасли за всю ее историю и крупнейший проект по производству коксующегося угля в России.
Второй год на месторождении работает обогатительная фабрика, способная обрабатывать до 2,7 млн тонн угля в год. Белоснежное здание новенькой фабрики кажется еще белее на фоне черного угля. Пока на полную мощность ее не загружают, в этом году она переработает 1 млн тонн. Запуск фабрики стал возможен лишь после того, как «Мечел», собрав все силы, построил железную дорогу Улак—Эльга длиной 321 километр. Дорога давалась тяжело: проект оказался крайне дорогим и заметно подкосил компанию. У нее начались проблемы с кредиторами, что повлекло за собой драматическое падение капитализации (см. график 1), а теперь стоит вопрос о помощи компании и ее финансовом оздоровлении. Банки-кредиторы выступают с инициативой выпуска конвертируемых в акции облигаций. В перспективе это может грозить размытием доли ее нынешнего владельца Игоря Зюзина.
Но если бы железной дороги не было, не было бы и Эльги. Страна не получила бы импульс для развития на Дальнем Востоке. А крупнейший в мире Токинский угольный бассейн с потенциальными запасами угля 40 млрд тонн так и остался бы лишь перспективным районом для освоения будущими поколениями.
Советский актив
«Мечел» пришел в Якутию в 2007 году. Компания участвовала в аукционе на покупку последнего неприватизированного угольного актива в стране — «Якутугля». На этом аукционе продавалось 75% акций компании, добывающей по 9–10 млн тонн угля на трех предприятиях: разрез «Нерюнгринский», разрез «Кангаласский» и шахта «Джебарики-Хая». Дополнительно в лот была включена лицензия на Эльгинское месторождение и идущий к нему шестидесятикилометровый участок железной дороги. Правительство Якутии поставило перед победителем конкурса обязательное условие: достроить железную дорогу от БАМа до Эльги не позднее 30 сентября 2010 года. За лакомый актив «Мечел» сражался ожесточенно: итоговая цена составила 58,2 млрд рублей при начальной цене 47,4 млрд рублей. Но «Якутуголь» стоил того.
№28 (907)
7 июля 2014 - 14 июля 2014 В номере: Главное Разное Международный бизнес Экономика и финансы Наука и технологии Общество Культура Книги- Супергерои только для взрослых
- Ангелы и французы
- Мозг рептилии — находка для маркетолога
- 28 гестаповцев на миллион немцев в Нижней Франконии
- Коротко
- В логике конфликта
- Больше денег на дорогах
- Не умеем и не учимся
- Европа еще поборется
- Без оглядки на санкции