В патриотическом настроении

Русский бизнес
Москва, 14.07.2014
«Эксперт» №29 (908)
В нынешнем туристическом сезоне на рынке отмечают спад спроса на туры в Европу и рост — на внутренние пляжные направления. Туроператоры начинают формировать массовый российский пляжный продукт — эффект может быть заметен уже следующим летом

Фото: Алексей Андреев

Боязнь санкций и подорожавший евро — вот два фактора, задавшие тон туристическому сезону. «А вдруг мне не дадут визу? А вдруг кредитка работать не будет? А вдруг из страны выдворят?» — чего только не навоображал себе российский турист весной этого года на фоне политических проблем, связанных с украинским конфликтом, жалуются операторы. Плюс значительно выросший валютный курс, плюс общая стагнация потребления, плюс ограничения для работников силовых структур на выезд за рубеж. Все это привело к тому, что спрос на выездной отдых, особенно в страны Европы, сократился. Немного выросли продажи безвизовой Турции, вернулся на прежние позиции Египет, но самое важное — стал заметен резкий всплеск интереса к внутреннему пляжному туризму: Сочи, Анапа, теперь еще и Крым. Этот интерес уловили крупные туроператоры, уже в нынешнем сезоне на Черное море полетели первые чартеры, то есть впервые операторы приступили к формированию на нашем Черноморском побережье массового продукта, у которого в дальнейшем есть шансы по ценам потягаться с турецкими курортами. По мнению участников рынка, следующий год может стать переломным для российских пляжных курортов, если удастся исправить ошибки и устранить недостатки нынешнего сезона.

Выезд подгорает

«Сезон туроператоры встретили не в лучшей форме, — рассказывает Майя Ломидзе, исполнительный директор ассоциации туроператоров АТОР. — Начиная с прошлой осени на рынке было заметно снижение потребительского спроса, лихорадило Египет, который в октябре закрыли, потом проблемы с Таиландом, очень осторожная зима — сумели удержать продажи на горнолыжный отдых, но и только. С прошлого года поднакопить финансового жирка также не удалось — число туристов выросло в основном за счет горящих туров, продаваемых часто ниже себестоимости. Начало же сезона ознаменовалось новыми проблемами — политическая нестабильность, рост валютных курсов, сокращение покупательной способности россиян — все сказалось на спросе негативно». В итоге в новый сезон операторы входили с осторожностью — полетные программы мало кто наращивал, о том, что большого прироста туристов в 2014 году не будет, заговорили еще прошлой осенью. Падение показателей раннего бронирования подтвердило эти опасения — если в прошлом году сезонные полетные программы были на 35–40% проданы за счет раннего бронирования, то в нынешнем эта цифра едва достигла 20%. К негативным факторам добавился и негласный запрет на выезд за рубеж сотрудникам силовых структур — оценить долю этого спроса в общем потоке эксперты не берутся, но то, что после распространения запрета на туристическом рынке началась массовая отмена бронирования, в АТОР подтверждают. В результате спрос на евронаправления оказался даже скромнее осторожных прогнозов операторов.

Больше всего «горят» Греция, Болгария, Испания. Так, тур в Грецию на три дня в июне можно было купить всего за 5 тыс. рублей, что не покрывает даже себестоимости перевозки. Ко всему прочему в этом году на рынках Греции и Испании активизировались европейские ту

У партнеров

    «Эксперт»
    №29 (908) 14 июля 2014
    Украинский кризис
    Содержание:
    Будни международного бандитизма

    Реакция США на украинский кризис демонстрирует нарастающую неадекватность американского истеблишмента. Попытки расширить зону своего прямого и косвенного влияния в условиях сокращения возможностей для реализации содержательной стратегии превращает американскую внешнюю политику в череду конвульсий

    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама