Деловая конъюнктура

25 августа 2014, 00:00

Промышленность в июле: импортозамещение дало рост; Девальвация принесет бюджету почти 1 трлн рублей; Реальные расходы на оборону вырастут за 2013–2014 годы на 20%

В конце первого полугодия казалось, что в промышленности действие кратковременных драйверов уже исчерпано (повышенный спрос из-за «курсовой паники», частичное импортозамещение в результате ослабления рубля и снижения импорта с Украины и из ЕС) и выпуск снизился. Потребительский спрос также падал третий месяц подряд на фоне стагнации доходов и замедления кредитования населения. А объемы инвестиций и строительства хоть и развернулись к небольшому росту после более чем годичного спада, но поддерживаются продолжением жилищно-строительного бума, представляющего собой в значительной мере достройку девелоперами квартир, оплаченных ранее. Ухудшение условий кредитования вряд ли позволит поддерживать такой спрос на недвижимость в дальнейшем.

Однако в июле физический объем выпуска в обрабатывающей промышленности восстановился после спада предыдущего месяца, обусловленного, скорее всего, дополнительным выходным (не улавливаемым стандартными процедурами календарной корректировки), что позволило сохранить среднемесячный рост за семь месяцев на уровне 1,2% годовых. Промышленный выпуск в целом также вырос, несмотря на упавшую на 10% в годовом сопоставлении добычу газа.

Рост выпуска в обрабатывающих производствах сложился за счет увеличившегося за год выпуска мяса и сыров — результат импортозамещения. Растут нефтепереработка (главным образом за счет мазута и масел), выпуск картонной тары, минеральных удобрений, а также практически всего, что обслуживает бурный рост жилищно-строительных работ: кирпича, плитки, лаков и краски, пленки и т. п. Существенно вырос в застойной ранее черной металлургии выпуск чугуна, стали, проката, труб, что, возможно, стало результатом частичного уничтожения в результате бомбежек конкурирующих производств в Донецкой области Украины: российские металлурги заняли освободившуюся нишу. Увеличилось, в годовом сопоставлении также сокращавшееся раньше, производство легковых автомобилей и иной разнообразной машиностроительной продукции. Поскольку ожидается хороший урожай (а это всегда вносит заметный вклад в динамику обрабатывающих производств), весьма вероятным остается сохранение роста выпуска в промышленности в следующие несколько месяцев.

В конце июня законодатели, уходя на каникулы, скорректировали параметры федерального бюджета с учетом сверхплановых нефтегазовых доходов в 952 млрд рублей, образующихся в результате ослабления российской валюты. Ожидается, что эти доходы сделают бюджет по итогам года профицитным (доходы превысят расходы на 279 млрд рублей, или на 0,4% ВВП, исходный бюджетный план предполагал дефицит в 390 млрд, или в 0,5% ВВП). Тем не менее из-за отсечения России от внешних финансовых рынков и удорожания заимствований на внутреннем денег в казне по итогам года будет меньше, чем намечалось.

Из этого почти триллиона рублей допдоходов часть (284 млрд) компенсирует недобор ненефтегазовых доходов. В итоге ненефтяной дефицит бюджета, который у правительства были благие намерения начать сокращать до 9,4% ВВП, в 2014 году останется на традиционном уже уровне — 10% ВВП.

На замещение выпадающих возможностей размещения облигаций федерального займа и иных внешних источников пойдет 604 млрд. Недобор доходов от приватизации ожидается в 171 млрд рублей (будет получено лишь 26 млрд, и, честно говоря, складывается ощущение, что грандиозные доходы от приватизации вписывают в бюджет второй год подряд только для того, чтобы де-факто смягчить бюджетное правило, сократив потом перечисления в Резервный фонд на этот виртуальный недобор). Таким образом, сумма того, что надо профинансировать за счет образовавшихся в результате ослабления рубля сверхплановых доходов, на сто с лишним миллиардов больше, чем сами эти доходы.

Что касается плана расходов, то он остался практически без изменений, поскольку дополнительных ненефтегазовых доходов, которые, согласно Бюджетному кодексу могли бы быть направлены на их финансирование, в этом году нет: повышенную инфляцию компенсировало отсутствие роста реального ВВП. С поправкой на инфляцию расходы федерального бюджета сокращаются второй год подряд. По большому счету, в бюджете остались три крупные растущие статьи расходов, не считая обслуживания госдолга, — военные (рост в физобъеме на 20% за 2013–2014 годы), трансферты субфедеральным бюджетам (реальный рост в 2013–2014 годах на 14%) и общегосударственные вопросы (+8,5% за два года).