Бум трамвайный

Русский бизнес
Москва, 01.09.2014
«Эксперт» №36 (913)

Современные российско-польские трамваи с низким полом и повышенной комфортностью работают в Москве с 1 июня этого года. Оценить четыре новых состава могут пассажиры маршрута № 6 (от метро «Сокол» до Братцево). После этого финального этапа эксплуатационных испытаний на севере столицы парк трамваев Мосгортранса начнет обновляться. Ожидается, что к концу этого года будет получено 70 новых трамваев, а в 2015 году поступят остальные 50.

Напомним, что контракт на поставку Москве 120 низкопольных трамваев нового поколения был подписан в 2012 году и сопровождался скандалом. Фаворитом тендера считался тандем французской Alstom и российского Трансмашхолдинга (ТМХ), блокирующий пакет акций которого принадлежит французам. Трамваи Alstom и ТМХ в России выпускаются на совместном предприятии «Трамрус» в Санкт-Петербурге. Единственная модель этого СП — низкопольный трехсекционный трамвай с повышенным уровнем комфорта. Его технические характеристики практически полностью совпадают с теми, что были прописаны в документации объявленного московскими властями конкурса.

Внимание ФАС к этому обстоятельству привлек Уралвагонзавод (УВЗ). В своей жалобе УВЗ отметил, что техническое задание на новый трамвай написано под конкретную модель Alstom.

«Подозрительное» техзадание было подготовлено при контроле со стороны столичного департамента транспорта и его главы Максима Ликсутова, который до марта 2012 года был одним из акционеров ТМХ. В результате наше антимонопольное ведомство потребовало повторного проведения конкурса и корректировки техзадания после переговоров со всеми потенциальными поставщиками.

В новой борьбе за крупный контракт «Трамрус» уступил совместной заявке УВЗ с канадской Bombardier (те предложили самую низкую цену за контракт — 8,46 млрд рублей). Позже выяснилось, что зарубежный партнер не готов выполнять свои обязательства и делиться технологиями. По мнению участников рынка, такое поведение канадцев продиктовано в том числе и тем, что Канада присоединилась к санкциям западных стран в отношении России, введенным по требованию США.

Взамен ненадежного партнера российский УВЗ нашел польскую PESA. Новому тандему для своевременного выполнения контракта пришлось пожертвовать уровнем локализации производства. Сейчас трамваи модели 71–414, сопоставимые по цене с теми, которые производит Alstom с ТМХ, фактически импортируются из Польши.

Но планы по локализации производства у обеих компаний есть, и недавно даже были подкреплены протоколом о намерениях.

Способствовать ускорению этой работы, очевидно, будет постановление правительства России от 14 июля 2014 года, которое устанавливает запрет на допуск отдельных видов машиностроения иностранного производства на российский рынок. Непосредственно запрет на покупку зарубежных трамваев вступит в силу с 1 января 2015 года.

Стимулом для переноса производства в Россию для PESA должен послужить объем потенциальных заказов. Только в Москве из 960 трамваев, которые находятся на балансе города, замены требуют 75% морально и физичес

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (913) 1 сентября 2014
    Контрнаступление
    Содержание:
    Расплата за блицкриг

    Успешное контрнаступление ополчения Новороссии заставляет киевские власти сделать трудный выбор: признать тяжелое политическое поражение сейчас либо потерпеть катастрофическое поражение чуть позже. Киев, судя по всему намерен, избрать второй вариант

    Международный бизнес
    Частные инвестиции
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама